Что делать?
24 июля 2019 г.
Чему учить? Кому учить? Как учить?



Пожалуй, нет другого общественного института, которым люди были бы так недовольны на протяжении всей своей истории, как школа. Много ли в мировой литературе привлекательных образов учителей? Много ли взрослых, добрым словом поминающих школу, где они учились? Кого-то из  учителей ещё помянут добром, но школу… Много ли родителей, которые довольны школой, где учатся их отпрыски?

Такое впечатление, что общество хочет от школы чего-то такого, что школа в принципе дать не способна.

Проблемы школы  сводятся к трём вопросам: чему учить, кому учить, как учить. Правда, есть ещё вопрос, на какие деньги учить, и проблема отношения школы и государства. Всё это вместе составляет туго закрученный клубок, из которого почти невозможно вытянуть отдельную нить для более детального рассмотрения. Но всё-таки попробуем.

Чему учить?

Сколько живу, помню эти тысячи раз слышанные слова: школа должна готовить своих воспитанников к будущей жизни. Им жить в другое время, в другом мире. Вот к этому школа и должна их готовить. Постойте, а мы с вами знаем, каким будет это будущее? Мы с вами могли 20 лет назад предсказать сегодняшний день? Как же можно готовить к будущему, которое неизвестно и вариативно? Этого школа не может.

А что она может? Хорошая школа способна только к одному: передать молодому поколению знания и опыт, накопленные его предшественниками. Более того, мы ещё плохо знаем, что из этого опыта окажется нужным, востребованным нашими потомками, а что никак не пригодится. Вот сто пятьдесят лет назад демократическая общественность бурно обсуждала проблему изучения в гимназиях «мёртвых» языков – латыни и древнегреческого, всем было очень жалко бедных гимназистов, которые должны были зубрить спряжения латинских глаголов. Демократическая общественность в итоге победила: «мёртвые» языки были исключены из школьной программы. А вот сегодня в Петербурге работает Классическая гимназия, где эти языки опять в программе и конкурс в которую – сто человек на место.

Молодые люди вырастут и сами разберутся, что из полученных знаний для них окажется актуальным, а что останется невостребованным. Они будут сами решать, согласны они или нет с той картиной мира, которую сформировала у них школа. Они, наверняка, от многого откажутся и многое оспорят. Но они будут знать, от чего они отказываются и что оспаривают. По-другому никак. И решать за них у нас нет никакого права.

А, может быть, мы всё-таки кое-что знаем о том будущем, которое ждёт наших потомков?  Если мы оглянемся на прожитую нами жизнь, на жизнь предшествующих поколений, то сможем со значительной степенью уверенности утверждать: мир будет становиться всё более изменчивым, эти изменения будут происходить со всё большей скоростью. Вот  к жизни в этом стремительно изменяющемся мире и надо готовить наших детей. Но это проблема не содержания образования, а его организации. Организация образования, те отношения, которые складываются в школе, школьный порядок учат не меньше, чем содержание преподаваемых предметов, а может быть и больше. Я вот совсем не помню уроков в первом классе, а то, как нас учили складывать руки на парте, вставать при появлении начальства, помню очень хорошо.

Ученик российской начальной школы проводит 4 года (огромную часть своей жизни, с 7 до 11 лет) запертый в четырёх стенах своего класса, с одной и той же учительницей, в окружении одних и тех же одноклассников. Как ему в таких условиях приготовиться к жизни в изменчивом мире?

Американская начальная школа рассчитана на 5 лет. Но каждый год ученик начинает с новой учительницей (у них там есть учителя 1 класса, 2 класса и т.д.) и с новыми товарищами. Каждый год ему приходится заново адаптироваться к новым условиям, учиться работать вместе с другими людьми, осваивать новое пространство.  А вы попробуйте пересадить нашего ученика с одного места на другое – он будет протестовать и воспримет это как наказание. Да это и будет наказанием.

Вот тут я так и представляю себе недоуменный вопрос своих коллег: «А как же тогда с формированием коллектива?»

К сожалению, современная российская школа в этом отношении не так далеко ушла от школы советской. Коллектив до сих пор остаётся одной из высших ценностей этой школы. Привычка оказалась так крепка, что многие педагоги до сих пор считают, что они учат 3б класс, или 5а, а не конкретных Петю, Колю или Наташу. Администрация школы заставляет учителей высчитывать проценты успевающих и неуспевающих, тех, кто учится без «троек» и с «тройками», и за этой цифирью пропадает конкретный ученик имя рек. Он разве что отчётность может испортить, если поставить ему то, чего он действительно заслуживает. Но ведь все эти 3б или 5а всего лишь формально бюрократическая абстракция. Единственной реальностью являются именно конкретные Коли и Пети, именно их мы учим с большим или  меньшим успехом. И их будущее в значительной степени зависит от того, насколько мы научим их самостоятельно, на свой страх и риск принимать решения, не оглядываясь по сторонам, не надеясь на плечо друга.

Давайте посмотрим на фотографии школьных помещений в развитых странах. Увидим ли мы по 35 – 40 учеников в первом классе? Часто ли мы заметим столы или парты на двух учеников? В этих классах каждый ученик с первого дня получает своё пространство, своё отдельное место, свой стол.  Иногда мне кажется, что если бы мы однажды посадили всех первоклассников России за отдельные столы, то через 12 – 15 лет мы бы получили другое общество и другую страну.

А ученические столы, которые стоят во многих классах Финляндии в свободном порядке, каждый под своим углом, а не выстроенные в три колонки, как у нас? Вот она, демонстрация принципа «каждый сам по себе», никто не встроен в коллективное целое, не является частью чего-то.

И тогда отношения «учитель – ученик» приобретают иной характер. Учитель не стоит грудью против класса, он не тот, кто вещает. От него ниточки тянутся не ко всем, а к каждому. Он для каждого старший товарищ, наставник и помощник в трудном деле познания.

А теперь сделаем эксперимент. Пригласим в класс группу старшеклассников и предложим им есть. Столов не меньше, чем детей. Может быть даже больше. Но школьники всё равно собьются в одну или несколько кучек потеснее друг к другу. Они так привыкли за годы своей учёбы в школе. Ну так потом они и голосовать будут так же. И позицию в окружающем мире будут выбирать так же. И во власти телевизора будут оказываться вместе со всеми.

В нашей школе списывание друг у друга – испокон веков сложившаяся практика. Поразительна эта настойчивость, с  какой многие наши ученики предпочитают переписывать чужие глупости и ошибки, вместо того чтобы подумать собственной головой. Это потому что другому верят больше, чем себе.

Почему не списывают в Америке? Там эта практика почти полностью отсутствует. Не только потому, что там живёт дух конкуренции: зачем же я буду давать списывать своему конкуренту? Но и потому, что там никто не считает себя глупее других.

Правда, как мы знаем, трава пробивается даже через асфальт. Недавно мне рассказали, как в одной из самых элитных школ Петербурга один семиклассник ударил другого и, объясняя свой поступок, сказал: «Он ко мне слишком близко подошёл». Конечно, драться не хорошо. Но, думается, в новом поколении будет появляться всё больше молодых людей, стоящих на страже своего личного пространства, готовых совершать свой самостоятельный выбор в любых жизненных ситуациях.

И хотелось бы, чтобы школа не тормозила этот процесс, а способствовала ему.


Фото: с сайта Terve Все о Финляндии

В феврале исполнилось 4 года с начала издания информационного бюллетеня «Настоящие новости», выпускаемого в Петербурге группой активистов оппозиционно-демократического движения. За это время вышло уже 84 номера издания.

Возникшие в начале 2015 года как способ противостояния агрессивной провластной пропаганде, «Настоящие новости» стали для многих жителей Санкт-Петербурга и Великого Новгорода источником честной и объективной информации, свободной от пропаганды и ненависти.
Издание рассчитано на политически не ангажированного читателя  (в Петербурге распространяется в будние дни на вечерних потоках, в основном у «спальных» станций метро).

Бюллетень «Настоящие новости» является непартийным и межпартийным изданием. В его распространении участвуют члены «Парнаса», «Солидарности», «Яблока», «Открытой России» и других оппозиционных организаций.
Все номера НН можно увидеть в архиве по адресу:  https://goo.gl/XvSxsO

Бюллетень издаётся исключительно на средства своих читателей и издателей. Желающие поддержать издание могут сделать это, переведя любую сумму на карту Сбербанка 2202 2009 5985 2003 или на Яндекс-кошелёк 410014250793357.












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Почему Россия — страна образованных нищих
22 ИЮЛЯ 2019 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Академик Владимир Игоревич Арнольд утверждал: отечественная система математического образования одна из лучших в мире. Действительно, освоение ракетно-космических технологий и атомной энергии, достижения в области фундаментальных исследований и оборонного машиностроения, а также многое другое принципиально невозможны без высокоразвитой математической культуры. Она же с неизбежностью будет востребована в случае интенсивного развития отечественных наукоемких технологий. Поэтому сохранение и развитие в России национальной математической школы для достойного будущего страны в ХХI веке — условие совершенно необходимое. Однако и совершенно недостаточное.
Школа: бери пример с Финляндии
12 ИЮЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Международные сравнительные исследования образовательных достижений учащихся регулярно выводят Финляндию в мировые лидеры по уровню среднего образования. Финские учащиеся особенно умело находят нужную информацию, критически оценивают ее и последовательно излагают свои суждения. Легко обращаются с различными текстами, анализируют и размышляют, любят читать, применяют эффективные стратегии чтения. Грамотные. Показывают умение решать сложные математические задачи, требующие развитого мышления.
Школы Финляндии – способны ли мы перенять опыт?
12 ИЮЛЯ 2019 // ИОСИФ СКАКОВСКИЙ
В последние 15-20 лет финские школы считаются одними из лучших в мире. На чем основана эта репутация? Посудите сами. Существует Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Это тест, осуществляющий мониторинг качества образования в десятках стран мира. Важно подчеркнуть, что Международная программа проверяет не только теоретические знания учащихся, но и умение применять знания на практике. Это не разного рода олимпиады и соревнования, в которых с советских времён участвуют единицы наших особо одарённых школьников.
Тупик российских традиций
26 ИЮНЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ, СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Россия  начала XXI в.  вызывает множество тревожных вопросов.  Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин публично высказал опасения, что при сохранении наблюдаемых тенденций «наше государство превратится из криминализованного в криминальное». Обрели ли россияне необходимую компетенцию для цивилизованного, без масштабных потрясений, перевода общества с траектории застоя на траекторию развития?  Успеет ли наше общество  преодолеть хронический правовой нигилизм или России вновь предстоит насилие  невежества?
Можно ли победить воровство?
25 ИЮНЯ 2019 // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ
В ряду стран, воровство и коррупцию если не победивших, то резко снизивших вес этих пороков в общей жизни государства, с недавних пор называют Грузию, по праву связывая это прежде всего с именем ее президента в 2004–13 гг. Михаила Саакашвили. Пример для нас интересен еще и потому, что, несмотря на всю специфику национальной ментальности грузин и несопоставимость размеров и численности населения, эта страна является таким же молодым постсоветским новообразованием, как и Российская Федерация (и так же имеющей многовековую историю собственной государственности, прерванной лишь на 2 века вхождения в романовскую, а затем в советскую империю).
Как борются с коррупцией в США
24 ИЮНЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Законы США предусматривает наказание и за дачу и получение вознаграждения за услуги, входящие в круг обязанностей должностного лица. Поощрения, по американскому праву, чиновник может получить только официально - от правительства. Наказание за нарушение этой нормы - штраф или лишение свободы до 2 лет, или то и другое.
На чем держится коррупционная вертикаль? Опыт Румынии
17 ИЮНЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
На Земле живут разные народы с разной культурой. У китайцев и корейцев в культуре конфуцианская традиция — ходить к начальству с подарком, чего не приемлют финны. И финны, и шведы странным образом считают, что раз чиновники — госслужащие, то должны служить своему народу, а не собирать с него дань. Идеалисты!
Можно ли победить воровство?
7 ИЮНЯ 2019 // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ
Оговоримся сразу, нас не слишком будет интересовать криминальный промысел «классических» воров – домушников, карманников, грабителей магазинов и прочих, сделавших кражу чьего-либо имущества своей профессией. Маргинальная прослойка таких людей есть в любых обществах. И в любых странах – что бедных, что богатых – существует отчетливый общественный запрос, если не на полное искоренение, то всяко на минимализацию возможности профессиональных преступников завладеть деньгами и имуществом граждан или частных юридических лиц.
Sapiens. Краткая история человечества
2 ИЮНЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Юваль Ной Харар  Sapiens. Краткая история человечества  М.: Синдбад, 2019  Дайджест книги в форме последовательного цитирования наиболее значимых мест произведения. Ход человеческой истории определили три крупнейших революции. Началось с когнитивной революции, 70 тысяч лет назад. Аграрная революция, произошедшая 12 тысяч лет назад, существенно ускорила процесс. Научная революция – ей всего-то 500 лет – вполне способна покончить с историей и положить начало чему-то иному, небывалому.
Двойное бремя российской экономики
28 МАЯ 2019 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
Хотя российская экономика не приспособлена для динамичного развития при низких ценах на нефть, бремя социальных расходов, которое ей приходится нести, остается довольно тяжелым. Патерналистски настроенное общество хочет, чтобы государство заботилось о нем в любых условиях, и это желание вполне понятно. Такого рода патернализм имеет место и в самых развитых западных странах, где люди отнюдь не против того, чтобы получать «халяву». Однако мы не имеем сегодня тех возможностей для патернализма, которые существуют на богатом Западе. Поскольку наше общество дало властям карт-бланш на сохранение правил игры в экономике, при которых чиновничество активно собирает свою ренту с бизнеса, у государства в кризисной ситуации остается всё меньше ресурсов, чтобы быть заботливым патроном.