Что делать?
21 июля 2019 г.
За и против коммунизма
18 ОКТЯБРЯ 2018, ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ

Со времени этой дискуссии прошло много лет. За эти годы практика соцстран доказала, что чиновники, назначенные партией управлять предприятиями, сильно  уступают собственникам предприятий в желании повышать производительность труда, снижать издержки и увеличивать выпуск продукции. Их личные интересы не связаны с госсобственностью, поэтому  они нередко  за взятку покупали устаревшее оборудование.

Не дало выхода и югославское рабочее самоуправление. Для рабочих тратить деньги на покупку нового оборудования, которое окупится лишь через несколько лет, означило сильно потерять в зарплате. Не хотели они быть и собственниками предприятий. При доходности акций например, в 5% в год, доход по ним превысит   сумму средней зарплаты  рабочего за год лишь  в случае, если рабочий вложит в акции 10 миллионов рублей. Только тогда у него  появится стимул рационализировать производство. Но такие  капиталы нереальны для большинства рабочих.

Оказалось, что без предпринимателей и богатых людей сегодня не обойтись. Нужны люди, которые поддержат изобретателей, предложивших совершенно новые продукты, организуют их  производство. Социалистическая бюрократия на такое оказалась  не способна.   Не случайно социал-демократическая партия Швеции исключила из своей программы национализацию предприятий. Министр экономики  заявил: «Нельзя рубить голову курице, которая несет золотые яйца!»

Социалистические идеи сегодня трансформировались. В той же Швеции рабочие на собраниях регулярно обсуждают проблемы своего предприятия с его владельцами. Аналогично ищут способы повысить производительность труда   и японские рабочие. Социалисты  - ярые противники олигархов, делающих свои капиталы за счет коррупционных связей с правящей бюрократией. Они ратуют за развитие конкуренции. Не против социалисты и изъятия сверхдоходов у капиталистов на общественные цели. Но лозунг первобытных племен «Отнять и разделить» в программу социалистов сегодня не входит. 

 «Ораторы рабочего класса» Сборник речей. М. Госполитиздат 1962г.

Диспут между Полем Лафаргом (1842-1911), учеником и другом К. Маркса и Ф. Энгельса и Демоленом, редактором журнала Социальная наука, противником социализма и рабочего движения.

Диспут состоялся 21 мая 1892г. в переполненном Большом зале Парижского географического общества в присутствии, в основном, буржуазной публики и всего 50-ти сторонников Лафарга.

 ТАСС

Выступление Поля Лафарга:

Стр.161. «Те из наших противников, которые хотят быть любезными, смотрят на нас, как на утопистов, как на мечтателей. Они говорят нам: «Да, общество, о котором вы мечтаете, прекрасно; несомненно, было бы желательно, чтобы равенство господствовало между людьми. Но вы не знаете человеческой природы, которая по существу своему склонна ко злу. Начните с исправления людей, прежде чем исправлять общество».

Стр.165. «Чтобы сделать людей лучшими, нужно изменить среду, в которой протекает их жизнь. Человек сам создаёт свою социальную среду, но он же является и творением её».

Далее Лафарг ссылается на Аристотеля, цитируя одно место из его «Полемики», где Аристотель признаёт систему рабства естественной для своего времени и предвидит, что, как говорится в сказках, когда сами собой прялки станут прясть, а ткацкие станки ткать, то тогда и будет отменено рабство.

Лафарг говорит, что наступившая эра машинного производства более не совместима с системой наёмного труда, этой худшей формой рабства, именно потому, что машины должны заменить человека в производстве жизненных благ. Однако этого не происходит, поскольку капиталистическая система в силу присущего ей стремления производить, как можно больше товаров с целью получения всё большей прибыли фактически закрепощает наёмного раба, выжимая из него все жизненные соки.

Лафарг замечает, что капиталистическая система, создав гигантские предприятия, обобществила труд людей и, при этом, формализовала его, превратив человека в придаток машины. Этот обобществлённый труд стал по своей сути «коммунистическим». Вместе с этим, коммунистическая, обобществлённая форма производства необходимых жизненных благ сочетается с индивидуалистической формой общественного их потребления, что создаёт явное противоречие в социальных отношениях.

Стр.168. «Итак, вы видите, что процесс производства и обмена получает коммунистическую форму». «Всё усиливающееся обобществление средств производства необходимо и неизбежно поведёт кобобществлению средств потребления».

Стр.169. «Но в то же время, как производство и обмен стали коммунистическими, форма присвоения осталась индивидуальной». «В этом заключается противоречие, или, говоря словами Гегеля, антиномия, антитеза, между коммунистическим способом производства и обмена, и индивидуалистическим способом присвоения».

«Иначе говоря, экономическое развитие, «коммунизируя» средства производства и обмена (прошу простить за неологизм), подготовляет коммунизацию средств потребления».

«Первым и самым положительным результатом обобществления средств производства является громадный рост производительных сил человека».

Стр.170. «Это одно из чудес коммунистического способа производства». Такое «изобилие и даже сверхизобилие продуктов, неизвестное в прежние эпохи, должно было бы иметь своим следствием благосостояние всех производителей; на самом деле оно порождает их нищету. Как только магазины переполняются товарами, наступает безработица, делающая голод постоянным гостем рабочих жилищ…. В настоящее время нужда вызывается изобилием».

Стр. 171. «Увы! Цицерон был прав, лавка ведёт только ко лжи. В громадной лавке, которую представляет капиталистическое общество, всё ложно. Возьмите продукты! Они все подделываются, фальсифицируются».

Стр.172. «Но не одни вещи лживы…. Никогда, кажется, не было в ходу столько общественной лжи, - можно сказать, что вся мораль и вся политика представляют одну сплошную ложь».

«Преобладающая теперь в капиталистическом обществе страсть – стремление к наживе, ненасытная жажда богатств, добытых без труда. Экономическая конкуренция развивает в душе человека только способность к интригам, хитрость, лживость, алчность, эгоизм. Пусть погибнет общество, родина, человечество, лишь бы я сделал состояние – вот лозунг капиталиста».

Стр.173. «Во время революции 1789г. буржуазия выступила в роли защитника человеческих прав и борца против несправедливости: она провозгласила предстоящее осуществление равенства, свободы и братства. Эти слова записаны в конституциях, их можно прочитать даже на тюремных стенах, но нигде они не вошли в жизнь. Свобода, равенство и братство – это три главные формы лжи буржуазии».

Стр.175. «Я показал вам только что страдания всех, кто трудится физически или умственно, являющиеся следствием господства небольшого числа капиталистов в коммунистически-централизованном производстве».

Стр.176. «В коммунистическом производстве хозяин исчез». «Собственники живут вдали от труда, делающего их миллионерами, они живут в Париже, Берлине, Пекине и если считаться с теми услугами, которые они оказывают, как владельцы, то они с таким же успехом могли бы жить и на Луне».

Стр.179. «Рабочий класс (мы под этим словом подразумеваем работников, занятых как физическим, так и умственным трудом, потому что и эти последние являются тоже наёмными рабочими) призван, не только создавать продукты, но и управлять всем производством».

«Коммунальные советы, которыми социалисты мало-помалу овладевают, как раз и превращаются вшколыдля подготовки людей способных управлять страной».

Стр.180. «Экономические явления – вот настоящие виновники, грозные революционеры, изменяющие все привычки людей, разрушающие вековые устои общества. Мы коммунисты школы Маркса и Энгельса, являемся только выразителями (Porte-parole) экономических законов. Подобно морским птицам, появление которых служит признаком надвигающейся бури, мы предвещаем господствующим классам страшную угрозу, которая сметёт все их привилегии, но не мы, однако, вызываем её».

Стр.181. «После Лафарга слово было предоставлено Демолену».

«По мнению Демолена, ничего не может быть хуже коммунизма, который делает людей апатичными, задерживает развитие личности и притупляет способности человека. Недаром говорят – дремотный Восток, - там все племена организованы на коммунистический лад. Коммунизм – это общественная организация пастушеских племён; ведь трава растёт сама, без участия человеческого труда; трава и есть эмблема коммунизма».

«Итак, коммунизм, как полагает Демолен, это низшая форма общественного устройства, подходящая только для диких племён азиатских плоскогорий. Индивидуализм, наоборот, - высшая общественная форма, присущая прогрессирующим народам.

Англосаксонская раса достигла высшей степени индивидуалистического развития, ей и будет принадлежать мир, если романтические народы не выйдут из апатии и не начнут действовать без поддержки государства».

 

Резюме: Похоже, что итог дискуссии между Лафаргом и Демоленом выглядит таким образом: если Лафарг абсолютизирует значение коммунизма, который он понимает как общественную форму организации труда, обмена и потребления, жизненных благ, то Демолен, напротив, абсолютизирует значение индивидуализма в качестве средства развития личности и всякого рода инициативной деятельности.

Между тем истина, как принято считать, находится где-то посредине этих извечно существовавших форм человеческого поведения и общежития. Вся соль вопроса, видимо, заключается в оптимальном сочетании этих «антиномных» форм существования человека.

Для каждой эпохи это сочетание различно.

Да, Демолен, очевидно, прав, когда говорит о необходимости для «романтических» народов выхода из апатии и их действий без поддержки государства, но и Лафарг, по-своему, прав, когда говорит, что система распределения жизненных благ требует коммунизации вслед за коммунизацией сферы производства и обмена.

Дальнейшая история со всей определённостью подтвердила правоту обоих спорщиков – индивидуализм является сегодня основным двигателем экономического прогресса, но и сфера потребления жизненных благ далеко уже продвинулась по пути коммунизации, хотя на этом пути предстоит ещё очень многое сделать.

Так что, диспут без малого 130-летней давности остаётся актуальным, по сей день.


Дайджест статьи «За и против коммунизма» с Резюме подготовил Геннадий Погожаев.
Справка: Антиномия – противоречие между взаимоисключающими положениями, каждое из которых признаётся истинным.

Фото: 1. Французский экономист П. Лафарг. Фотохроника ТАСС












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Школа: бери пример с Финляндии
12 ИЮЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Международные сравнительные исследования образовательных достижений учащихся регулярно выводят Финляндию в мировые лидеры по уровню среднего образования. Финские учащиеся особенно умело находят нужную информацию, критически оценивают ее и последовательно излагают свои суждения. Легко обращаются с различными текстами, анализируют и размышляют, любят читать, применяют эффективные стратегии чтения. Грамотные. Показывают умение решать сложные математические задачи, требующие развитого мышления.
Школы Финляндии – способны ли мы перенять опыт?
12 ИЮЛЯ 2019 // ИОСИФ СКАКОВСКИЙ
В последние 15-20 лет финские школы считаются одними из лучших в мире. На чем основана эта репутация? Посудите сами. Существует Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Это тест, осуществляющий мониторинг качества образования в десятках стран мира. Важно подчеркнуть, что Международная программа проверяет не только теоретические знания учащихся, но и умение применять знания на практике. Это не разного рода олимпиады и соревнования, в которых с советских времён участвуют единицы наших особо одарённых школьников.
Тупик российских традиций
26 ИЮНЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ, СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Россия  начала XXI в.  вызывает множество тревожных вопросов.  Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин публично высказал опасения, что при сохранении наблюдаемых тенденций «наше государство превратится из криминализованного в криминальное». Обрели ли россияне необходимую компетенцию для цивилизованного, без масштабных потрясений, перевода общества с траектории застоя на траекторию развития?  Успеет ли наше общество  преодолеть хронический правовой нигилизм или России вновь предстоит насилие  невежества?
Можно ли победить воровство?
25 ИЮНЯ 2019 // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ
В ряду стран, воровство и коррупцию если не победивших, то резко снизивших вес этих пороков в общей жизни государства, с недавних пор называют Грузию, по праву связывая это прежде всего с именем ее президента в 2004–13 гг. Михаила Саакашвили. Пример для нас интересен еще и потому, что, несмотря на всю специфику национальной ментальности грузин и несопоставимость размеров и численности населения, эта страна является таким же молодым постсоветским новообразованием, как и Российская Федерация (и так же имеющей многовековую историю собственной государственности, прерванной лишь на 2 века вхождения в романовскую, а затем в советскую империю).
Как борются с коррупцией в США
24 ИЮНЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Законы США предусматривает наказание и за дачу и получение вознаграждения за услуги, входящие в круг обязанностей должностного лица. Поощрения, по американскому праву, чиновник может получить только официально - от правительства. Наказание за нарушение этой нормы - штраф или лишение свободы до 2 лет, или то и другое.
На чем держится коррупционная вертикаль? Опыт Румынии
17 ИЮНЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
На Земле живут разные народы с разной культурой. У китайцев и корейцев в культуре конфуцианская традиция — ходить к начальству с подарком, чего не приемлют финны. И финны, и шведы странным образом считают, что раз чиновники — госслужащие, то должны служить своему народу, а не собирать с него дань. Идеалисты!
Можно ли победить воровство?
7 ИЮНЯ 2019 // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ
Оговоримся сразу, нас не слишком будет интересовать криминальный промысел «классических» воров – домушников, карманников, грабителей магазинов и прочих, сделавших кражу чьего-либо имущества своей профессией. Маргинальная прослойка таких людей есть в любых обществах. И в любых странах – что бедных, что богатых – существует отчетливый общественный запрос, если не на полное искоренение, то всяко на минимализацию возможности профессиональных преступников завладеть деньгами и имуществом граждан или частных юридических лиц.
Sapiens. Краткая история человечества
2 ИЮНЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Юваль Ной Харар  Sapiens. Краткая история человечества  М.: Синдбад, 2019  Дайджест книги в форме последовательного цитирования наиболее значимых мест произведения. Ход человеческой истории определили три крупнейших революции. Началось с когнитивной революции, 70 тысяч лет назад. Аграрная революция, произошедшая 12 тысяч лет назад, существенно ускорила процесс. Научная революция – ей всего-то 500 лет – вполне способна покончить с историей и положить начало чему-то иному, небывалому.
Двойное бремя российской экономики
28 МАЯ 2019 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
Хотя российская экономика не приспособлена для динамичного развития при низких ценах на нефть, бремя социальных расходов, которое ей приходится нести, остается довольно тяжелым. Патерналистски настроенное общество хочет, чтобы государство заботилось о нем в любых условиях, и это желание вполне понятно. Такого рода патернализм имеет место и в самых развитых западных странах, где люди отнюдь не против того, чтобы получать «халяву». Однако мы не имеем сегодня тех возможностей для патернализма, которые существуют на богатом Западе. Поскольку наше общество дало властям карт-бланш на сохранение правил игры в экономике, при которых чиновничество активно собирает свою ренту с бизнеса, у государства в кризисной ситуации остается всё меньше ресурсов, чтобы быть заботливым патроном.
Из «слабовиков» в силовики
15 МАЯ 2019 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
Бандитский бизнес 1990-х гг. сформировал привлекательный образец для бизнеса, осуществляемого сегодня силовиками. А то, что делают силовики, сформировало, в свою очередь, образец для многих государственных чиновников, не принадлежащих к числу сотрудников госбезопасности, полицейских или прокуроров, но имеющих тем не менее неплохие возможности кормиться с бизнеса, попадающего от них в зависимость. Дело в том, что наехать на бизнес можно абсолютно цинично и беззастенчиво, угрожая оружием и расправой, а можно наехать, используя российское законодательство и российские правила игры. По закону чиновникам предоставляется много возможностей для контроля над бизнесом и для вынесения решений, ущемляющих бизнесменов.