Что делать?
21 марта 2019 г.
Наш менталитет мешает прогрессу
12 ФЕВРАЛЯ 2018, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Обсуждая будущее России, полезно знать о причинах бедности народов. Нам кажется, что везде — как у нас. Были бы деньги — и чиновника можно купить, и закон можно обойти. Но это не так. Не похожа жизнь шведов на жизнь россиян. Не только одеждой и пищей. Не похожа культурой: прогрессивная у одних, противящаяся прогрессу у других. Отсюда и разный уровень жизни. Об этом пишет Лоуренс Харрисон в своей книге «Кто процветает?» (Новое издательство, 2008).

В начале прошлого века Аргентина по уровню благосостояния соперничала с США. С 1930 г. ее золотой век сменился гонкой вооружений, экономической, политической и моральной деградацией общества в период президентства Перрона. Затем 17 лет правления военных диктаторов, когда многие тысячи людей стали «без вести пропавшими». Мы, россияне, сами пережили сталинский террор, участвовали в агрессии против стран Балтии и Финляндии. Сегодня нас власти лишают свободы собираться на митинги и выступать против произвола, казнокрадства и коррупции. Нам есть что вспомнить, и с чем сравнить.

Мариано Грондона, аргентинский журналист и ученый, показал, что именно культура народа, его менталитет стали причиной обнищания Аргентины. Противящуюся прогрессу культуру считают причиной отсталости и многие известные экономисты и политологи, такие как Д. Аджимоглу и Д.А. Робинсон («Почему одни страны богатые, а другие бедные». Изд-во АСТ, 2016).

Мариано Грондона составил перечень культурных черт, которые препятствуют прогрессу. В обществах, ориентированных на прогресс, уважают отдельного человека и доверяют ему. Отсюда у таких народов децентрализация власти и доверие к честно заработанному богатству. Там нет вопиющего имущественного расслоения, как у нас, а капитал богатых идет не столько на престижное потребление, сколько на развитие новых производств. Как у Маска. Воровство, коррупция, казнокрадство в обществе не принимаются, с ними борются не только полиция, но и сами граждане. Для нас это непостижимо!

Но есть народы, чьи культуры противятся прогрессу. Там человек мало что значит. Любой незнакомец подозревается в плохих намерениях. Там везде охранники, а в квартирах — железные двери. Граждане уверены: верить можно только своим. Поэтому, например, не получается создавать кооперативы в Таиланде.

Такие культуры порождают авторитарную власть, причем не только в государстве, но и в компаниях. Как отмечают социологи, россияне тоже предпочитают на производстве авторитарный стиль управления: директор приказал, а наше дело выполнить. Большинство жителей РФ считает армейскую организацию власти самой лучшей. При такой культуре всегда рано или поздно начинаются репрессии против диссидентов и оппозиции. Если они критикуют нашу власть — они враги! При этом происходит запредельное обогащение власть имущих. Сравните нашу культуру и культуру шведов, которые гордятся своей честностью, исправно платят налоги и практически обходятся без охраны.

В общество, ориентированном на прогресс, мораль основана на ответственном эгоизме и взаимном уважении. Человек сам честно должен добиться достойной жизни для себя и своей семьи. Уважается хорошо выполненная работа, учтивость, опрятность, пунктуальность. Там люди, преодолевая трудности, строят достойную жизнь в мире реальном, а не надеются на государственные подачки или на счастье в вымышленном загробном мире.

Напротив, в культурах, противящихся прогрессу, спасение от невзгод люди ищут в уходе от рисков и проблем. Идут в монастырь. Или, как шахиды, взрывают себя, надеются на счастье в мире ином. Те, кто проявляет предприимчивость и трудолюбие, вызывают подозрение.

В прогрессивном обществе целью человека является стремление к самосовершенствованию, к уважению окружающих. Хотя не всякий силен в высшей математике, не у всех есть актерские способности. Но граждане считают: к достойной жизни надо стремиться.

А в культурах, противящихся прогрессу, такого выраженного стремления к достойной жизни нет. Есть лень, безразличие, пассивность, безделье. Там духовные и политические проповедники используют пороки людей для того, чтобы внушить людям чувство вины и сделать их своей послушной паствой.

Главное различие культур — в уважении к закону. В прогрессивном обществе закон — это то, что нужно исполнять. Таково правило жизни. Мы видим это на примере США, где закон исполняется людьми добровольно и почти инстинктивно, где он обязателен для всех, в том числе и для президента. Люди знают свои законные права и никому не позволят ими пренебрегать. Там закон является фундаментом власти и нарушение закона ведет к увольнению, импичменту или тюремному сроку.  

А в культурах, противящихся прогрессу, «закон что дышло, как повернул, так и вышло». Там не власть подчинена закону, а закон трактуется властью к своей выгоде. Причем власть часто захватывается вопреки закону и удерживается силой. Например, российский Конституционный суд своим определение от 5 ноября 1998 г. ввел запрет на избрание одного и того же лица президентом более двух раз и счел неважным наличие в статье слова «подряд». Внял наш президент нормам Конституции? А народ его поведение одобрил!

При прогрессивной культуре неизбежным итогом развития общества является реальная демократия, которая кладет конец авторитаризму и укрепляет плюрализм, разнообразие взглядов. Напротив, в культурах, противящихся прогрессу, фиктивная «демократия» используется как одежда для новых форм авторитаризма.

Сравним те культурные ценности, которые, по типологии Грондоны, способствуют или, напротив, противостоят прогрессу.

  • Религия оправдывает успех в культуре и в жизни. Религия оправдывает упорный труд.
    • Религия оправдывает страдание, обещает счастье в загробной жизни, прощает грехи и подталкивает к новым.

 

  • Богатство — это результат инициативы и трудолюбия. Богатство народа прирастает трудом и предприимчивостью.
    • Богатство — это ограниченный ресурс, как земля. Главное, не стесняясь в средствах, побольше урвать для себя лично.

 

  • Конкуренция — это двигатель прогресса.
    • Конкуренция — это форма агрессии, угрожающая сплоченности нации.

 

  • Справедливость в экономике требует сбережений и инвестиций для блага будущих поколений.
    • Справедливость в экономике — раздать всем поровну, чтобы можно было проесть, пропить и истратить деньги уже сегодня.

 

  • Труд — это нравственный долг, это форма самовыражения и самоудовлетворения человека.
    • Труд — это бремя, неизбежное зло, удовлетворение человек находит вне работы, за чаркой водки.

 

  • Инакомыслие очень важно для поиска истины и совершенствования общества.
    • Диссидент — это преступник, иностранный агент, враг нашей стабильности.

 

  • Образование — условие для творчества человека.
    • Образование нужно для упрочения ортодоксальных взглядов, чтобы больше верили в Аллаха или Христа.

 

  • Прагматизм, рационализм, эмпиризм, утилитаризм — главные ценности общества.
    • Главные ценности — наши традиции и моя удача. Но в итоге почему-то наблюдается застой

 

  • Людей нацелены на будущее — ведь на него можно повлиять!
    • Мысли людей устремлены в прошлое — в будущем все неясно, неизвестно, как повезет, как сложится судьба?

 

  • Мир — пространство для наших действий.
    • Мир во власти непреодолимых сил и внушает людям страх.

 

  • Жизнь — это то, что я сделаю, чего добьюсь.
    • Жизнь идет сама по себе, это то, что происходит со мной помимо моей воли.

 

  • Оптимизм — это норма общества, это даже наш долг.
    • Наша цель — выжить, пессимизм для нас естественен!

Зададим себе вопрос: какая культура, какой менталитет у россиян? Живем в стране, которая находится в постыдном политическом и тяжелейшем экономическом положении, но при этом уверены, что страна переживает триумф и обрела огромный вес в мире. Главное — вооружаться! Мы терпим воровство, коррупцию, кризис медицины и образования, продажный и зависимый от власти суд. С такой культурой дворовых хулиганов и бездельников светлого будущего нам не видать. Если мы и выйдем на площадь, то потому что подешевеет нефть и есть будет нечего. Выйдем не потому, что Путин задушил наши свободы, а потому что прилавки пустые. А остальное нам не важно. Наша культура — против прогресса, но за хорошую пайку! Можно ли изменить культуру народа? Известны случаи, когда культура народа менялась в течение одного-двух поколений. Примеры: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Китай. Изменение условий жизни, эффективная борьба с коррупцией и казнокрадством меняют менталитет и поведение людей достаточно быстро. Мы видим это на примере быстрого изменения менталитета восточных немцев. Но при сохранении традиционной организации власти в стране ментальные установки народа сохраняются и передаются из поколения в поколение. Именно они определяют, в конечном счете, и формальные институты, и законы, и характер власти. Власть же, из корыстных побуждений, делает все для поддержания и сохранения средневековых традиций народа. Отсюда и возникает «авторитарная колея», по которой мы катимся столетиями.

Фото Юрия Белинского/ТАСС












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Горизонтальная Россия. Германия как воплощение русской мечты
18 МАРТА 2019 // ДМИТРИЙ ГУБИН
Германия вообще очень похожа на воплощение русской мечты о справедливой жизни. Достаток, социальные гарантии, добротность быта без особых ухищрений: в биргартенах все сидят на общих скамьях за общими столами, хотя кое у кого есть лошади или самолет. Но главное — обилие горизонтальных общественных связей. Основа немецкой жизни — Verein, ферайн: общество, кружок, союз. Ферайны здесь всюду. Вот во дворике играет оркестр почтовых рожков: ферайн, никаких сомнений. Есть ферайны рыболовов и охотников, кукольных мастеров и меломанов, а я на днях получил приглашение прогуляться по ночному лесу при свете факелов (устраивает лесолюбный ферайн).
В российском государстве не должно быть самодержавия!
13 МАРТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Россия — государство авторитарное, самодержавное, с монопольной властью президента. Президент у нас мало чем отличается от царя. Но для большей части россиян авторитаризм, монархизм, диктатура, «карманный» суд и произвол власти — явления привычные, корнями уходящие в историю народа. Теплится у людей только надежда на чудо, на доброго царя-президента, который будет подписывать указы и законы не ради выгоды своих друзей и опричников, а для пользы простого народа. Но скромные авторитарные правители, думающие прежде всего о своем народе, как ЛИ Куань Ю, к сожалению, встречаются крайне редко.
Гражданский долг по нашему и по европейски
13 МАРТА 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Российское общество много веков зиждется на пассивности людей, управляемых своекорыстной элитой. Те, кто пытался отстоять свои интересы, в глазах современников выглядели опасными смутьянами: что господам можно, то холопам запрещено. Существует представление, будто верховная власть – от Бога или, лучше сказать, наместник Бога на земле. При этом царь хороший, а бояре плохие. В России люди привыкли ругать власть на кухнях и писать царю челобитные.
Тернистая дорога к справедливому суду
12 МАРТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Как показывают исследования Левада-Центра, большинство россиян предпочитает иметь во главе страны правителя «от Бога» (не важно, как его называть — фараоном, царем или несменяемым президентом), не подчиненного ни парламенту, ни результатам выборов. Мы до сих пор не ушли от средневекового и советского сознания, живем в условиях «силовой цивилизации», где закон, «что дышло», а указание начальства важнее  закона. На страже авторитарного правления стоят многочисленные  «опричники» и суд, лояльный президенту.
Чему учить? Кому учить? Как учить?
4 МАРТА 2019 // ИОСИФ СКАКОВСКИЙ
Пожалуй, нет другого общественного института, которым люди были бы так недовольны на протяжении всей своей истории, как школа. Много ли в мировой литературе привлекательных образов учителей? Много ли взрослых, добрым словом поминающих школу, где они учились? Кого-то из  учителей ещё помянут добром, но школу… Много ли родителей, которые довольны школой, где учатся их отпрыски?
Почему одни страны богатые, а другие бедные. Часть IV (дайджест)
4 МАРТА 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
  Инклюзивные политические и экономические институты не появляются из ниоткуда. Часто они возникают на фоне серьёзного конфликта тех, кто поддерживает экономический рост, и тех, кто на тот момент обладает политической властью. Инклюзивные институты зарождаются при наступлении исторических точек перелома, таких как Славная революция в Англии — то есть тогда, когда определённые факторы приводят к ослаблению правящих кругов и усилению оппозиции и в результате возникают стимулы для построения более плюралистического общества.
Что творят наши правители?
1 МАРТА 2019 // ВАЛЕРИЙ СОЛОВЕЙ
«Что они творят?!» — весьма распространенная оценка действий российского руководства. Его поступки зачастую кажутся странными и непонятными не только широкой общественности, но и экспертам. Между тем, за ними стоит логика специфического стиля мышления, пусть даже изначальная аксиоматика этой логики кажется сомнительной. Итак, три источника и три составные части мышления правящей группы российской элиты: традиционная российская стратегическая культура; профессиональная социализация данной группы; индивидуальный профиль президента Путина и субкультура его ближайших соратников.
Почему одни страны богатые, а другие бедные. Часть III (дайджест)
26 ФЕВРАЛЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Промышленная революция повлияла на все сферы английской экономической жизни. Этот динамичный процесс начался благодаря институциональным изменениям, берущим начало в Славной революции. После 1688 года всё больше средств вкладывалось в строительство каналов и платных дорог. Эти инвестиции снижали стоимость транспортных услуг и явились важным условием для начала промышленной революции.
Почему одни страны богатые, а другие бедные. Часть II (дайджест)
20 ФЕВРАЛЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
В 1346 году бубонная чума, «чёрная смерть», достигла генуэзской колонии Тана в устье реки Дон на Азовском море. Чума, переносчиками которой были жившие на крысах блохи, пришла в Европу из Восточной Азии вместе с товарами, которые шли по великой трансазиатской торговой артерии — Шёлковому пути. Весной 1348 года она распространилась по Франции, Северной Африке и Италии и убивала примерно половину населения каждой территории, которой она достигала.
Почему одни страны богатые, а другие бедные
18 ФЕВРАЛЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Мы живём в мире, полном неравенства. Различия между разными странами напоминают различия между двумя частями Ногалеса (город, разделённый границей между Мексикой и США), только в большем масштабе... Причина того, что Ногалес, штат Аризона, гораздо богаче, чем Ногалес, штат Сонора, проста: совершенно разные институты по обе стороны границы создают совершенно разные стимулы для граждан. Соединённые Штаты гораздо богаче Мексики или Перу благодаря стимулам, которые их институты, и политические, и экономические, создают для граждан, бизнесменов и политиков.