Что делать?
24 августа 2017 г.
Поменять роль и место прокуратуры
12 ИЮНЯ 2017, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Изначально прокуратура в России создавалась как «око государево», как служба внутренней безопасности царя. В Австрии, Франции, Германии история создания прокуратуры была схожей. Но революции, разделение властей и торжество демократии в этих странах сделали прокуратуру более цивилизованной, стоящей, скорее, на страже закона, чем интересов исполнительной власти. Иное дело Россия. При коммунистах прокурор был проводником репрессивной политики КПСС. А сегодня, по мере формирования в России мафиозного авторитарного строя, прокуратура превратилась в стоящее над законом опричное сословие. Сегодня никого не удивит прокурорский работник, безнаказанно ездящий пьяным за рулем по нашим дорогам. Правозащитные мониторинги содержат массу примеров репрессий против честных сотрудников ДПС, которые пытались привлечь к ответственности таких «охранителей законности».

Главное для нынешней российской прокуратуры — политический заказ президента, она — политическое оружие в руках мафиозной власти. При массовых нарушениях избирательного законодательства и конституционных прав избирателей не было ни одного случая вмешательства прокуратуры для предотвращения этих нарушений. Зато прокуратура с рвением трясет т.н. «иностранных агентов» – НКО, которые стремятся привить нашему обществу европейские нормы политического поведения, культуру гражданского участия.

Разумеется, изменения в работе прокуратуры, как и в работе всей правоохранительной системы, произойдут лишь при радикальном изменении существующей политической системы. Пока господствует системная коррупция, сохраняется мафиозный характер исполнительной власти, отсутствует реальное разделение властей, никакие сущностные реформы правоохранительных органов не возможны.

И все же целесообразно уже сейчас обсуждать наиболее приемлемую для России модель прокуратуры. Стоит за образец взять роль и организацию прокуратуры Италии (при условии независимости суда от исполнительной власти). Это может переломить порочную российскую традицию, в которой прокуратура — «око государево» и выполняет распоряжения начальника. В Италии органы прокуратуры не имеют иерархического подчинения и приближены к населению и местной власти. Для федеративного российского государства, если когда-либо наш федерализм у нас станет реальностью, это очень актуально

Прокуратура в Италии.

Италия — образец четкого разделения органов прокуратуры и органов исполнительной власти. Прокуратура в Италии входит в судебную систему, хотя в рамках этой системы она имеет иные функции, нежели суды, с которыми она связана. Прокурор – член судейского корпуса. Прокуроры назначаются Верховным советом судей пожизненно и могут быть судьями. И наоборот, судьи могут переходить на работу на прокурорские должности.

Как уже отмечалось в итальянской модели прокуратуры отсутствует иерархическая лестница. Каждый прокурор в пределах своей компетенции независим и пользуется полной автономией. Только когда прокурор города не подчинен областному, не может быть уволен приказом свыше, он может возбудить уголовное дело против премьера Берлускони! Разве можно представить себе нечто подобное в России? Может ли наш районный прокурор возбудить уголовное дело против фактического владельца особняка Димона по факту коррупции? Утопия!

Принцип законности требует обязательного преследования судебным порядком. Поэтому решение о мерах принуждения принимает следственный судья. Когда следствие завершено, прокурор передает дело судье предварительного слушания, который решает, достаточно ли доказательств для выдвижения обвинения или от обвинения следует отказаться. Фактически прокуроры осуществляют свои досудебные функции под контролем суда. 

Прокурор не имеет права отказаться от обвинения. Он может просить суд вынести оправдательный приговор, но судья волен согласиться или не согласиться, оценив доказательства. Прокуратуру в Италии, скорее, принято считать «органом правосудия», а не стороной в уголовном процессе, поскольку прокуроробязан в ходе предварительного следствия получить все доказательства как оправдательного, так и обвинительного характера.

Осуществляя уголовное преследование, прокурор обращается только к закону и к своей совести, которая должна быть свободна от сторонних указаний и условностей. Расследуя уголовное дело, прокуратура опирается на аппарат своего ведомства в виде офицеров и агентов судебной полиции. Однако в случае необходимости прокуратура вправе делегировать свои полномочия по расследованию специальному, находящемуся в ее подчинении отделу, к которому приписаны офицеры и агенты, принадлежащие государственной полиции, армии карабинеров и «Ла Гуардия ди Финанца» (Финансовой гвардии).

Прокуратура по своей инициативе имеет право и обязана изучить любой факт, который может вызвать подозрение в совершении преступления. По результатам этого изучения, носящего предварительный характер, прокурор может принять решение о начале предварительного дознания. Дознание прокурора проводится с соблюдением всех процессуальных норм.Во всех проверочных действиях прокуратуры может участвовать адвокат.

Среди следственных действий, осуществляемых прокуратурой, большое значение имеют инспекции (досмотры), обыск лиц и жилых помещений, секвестры, прослушивание телефонных переговоров и разговоров подозреваемых в совершении преступления лиц. В этих действиях имеет право участвовать адвокат. В некоторых случаях, например, при проведении обысков и секвестров, которые считаются «внезапными следственными действиями», предварительное уведомление защитника не требуется, но он может присутствовать в ходе проведения прокурором этих следственных действий.

Весьма жесткие ограничения существуют на проведение прокурором или уполномоченным им лицом прослушивания и перехвата. Такие действия могут осуществляться только в связи с расследованием преступлений, за которые предусматривается наказание в виде пожизненного заключения или тюремного заключения сроком свыше пяти лет. Прослушивание возможно в случаях расследования дел, связанных с оружием, наркотиками; с нанесением оскорбления, обиды; с причинением беспокойства гражданам по телефону. Прокурор дает полиции разрешение на проведение указанных действий, но сам обязан получить на это согласие судьи в течение 24 часов после начала перехвата (прослушивания). Если это требование будет нарушено, то вся информация, полученная после указанного срока, теряет процессуальную ценность.

В последние годы в связи с развитием транснациональной преступности значение органов итальянской прокуратуры в обеспечении правопорядка возрастает, их функциональные обязанности выходят за рамки конкретных уголовных дел и прокурор приобретает полномочия в определении политики в уголовно-правовой сфере.

* * *

Итальянская модель прокуратуры в наибольшей степени подходит для России.Если такая модель принята в Италии – унитарном государстве, то тем более такая модель годится для нашей федерации.


Фото: Россия. Москва. 14 марта 2017. Перед началом заседания коллегии Генпрокуратуры РФ. Михаил Метцель/ТАСС













РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Почему Россия не Америка. Религия
21 АВГУСТА 2017 // Александр НИКОНОВ
Давайте взглянем на график связи между совокупным интеллектом разных стран, выражающемся в их экономическом потенциале, и отношением к религии. На этом графике четко виден общий характер зависимости: чем выше доходы на душу населения, тем меньше религиозность. Выпадающие точки — Кувейт и США. С Кувейтом все ясно: эта страна диких кочевников слишком быстро получила не заработанное, а просто пролившееся из земли богатство. Оцивилизовывающий процесс урбанизации обычно занимает несколько поколений, переформатируя людей по новым лекалам: они становятся более терпимыми, более образованными, более самостоятельными и менее религиозными. А тут в цивилизационный костер навалили столько денежного топлива, что огонь погас. Богатство людей резко выросло, а сознание осталось прежним — дикарским и инфантильным, ярко религиозным.
Болезни демократии
14 АВГУСТА 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Многие верят, что демократия способна изменить мир к лучшему. Даже не очень понимая, что это такое. Поясним: демократия — лишь форма организации политического процесса, который сам зависит отментальности народа, его обычаев, принятых правил поведения, отношения граждан к казнокрадству, к мошенничеству, к указаниям начальства и к нормам законодательства, независимости или сервильности суда, к честности выборов, к личной свободе и свободе слова, собраний, организаций, реальности гарантии собственности и многому другому. Но раз демократия — только форма проводимой политики, то вполне естественно, что во многих случаях она не приводит к решению стоящих перед страной проблем.
Судьба демократии в нашем веке
14 АВГУСТА 2017 // ФАРИД ЗАКАРИЯ
Что нужно сделать, чтобы модернизировать свою страну? Прежде всего надо создать сильную политическую партию. Проведение реформ невозможно без участия политических партий. Люди не особенно задумываются об этом, но политические партии — одно из величайших достижений современной политической системы. Они объединяют устремления, чувства и взгляды людей вокруг определенной программы модернизации. Они превращают требования толпы в институты демократического правления. Величайшей ошибкой Ельцина была неспособность создать и возглавить свою политическую партию. Он хотел стоять над политикой и быть своего рода монархом- президентом, но из-за этого российские реформаторы оказались расколоты, слабы, не имели необходимого влияния, чтобы выиграть политическое сражение. Коммунисты, объединенные в эффективную партию, всегда могли помешать им. 
Инновационный взлет Израиля: секреты экономического чуда
10 АВГУСТА 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Независимое государство Израиль было образовано 14 мая 1948 года в соответствии с принятым планом разделения Палестины. Его территория составляет менее 1% площади России, лишена сырьевых ресурсов и находится под постоянной угрозой войны. За несколько десятков лет Израиль стал инновационной супердержавой, превратился в мировой центр науки и высоких технологий. Страна лидирует в мире по числу ученых (145 на 10 тыс. населения), по затратам на научные исследования (4,5% ВНП), по количеству научных публикаций и зарегистрированных патентов. А по количеству высокотехнологичных компаний Израиль уступает только США, его называют второй Силиконовой долиной. На крупнейшей в мире фондовой бирже NASDAQ, специализирующейся на высоких технологиях, Израиль занимает 2-е место после США по количеству котирующихся компаний. Если 60 лет назад Израиль экспортировал в основном цитрусы, то сегодня на высокотехнологичную продукцию приходится 11% его ВВП и более 50% экспорта.
О «законе Додда-Франка» и финансовом доносительстве в США
31 ИЮЛЯ 2017 // Валентин КАТАСОНОВ
Последний финансовый кризис заставил власти США серьёзно задуматься над тем, как предупреждать подобного рода социально-экономические катаклизмы. В 2008-2010 гг. Белый дом и Конгресс США активно обсуждали различные законопроекты, направленные на совершенствование финансово-банковской системы. Кончилось это принятием акта, который называется Закон о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей (Wall Street Reform and Consumer Protection Act). Его принято называть короче: «закон Додда-Франка» (по именам инициаторов законопроекта). 21 июля 2010 г. он был подписан президентом Бараком Обамой, с 15 июля 2011 г. вступил в силу. Закон очень объёмный (около 2300 страниц), охватывающий самые разные аспекты финансовой деятельности и содержащий большой набор инструментов, призванных предотвращать возникновение новых финансовых кризисов.
Как вырастить «других русских»?
31 ИЮЛЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Наша страна стремительно падает в пропасть нищеты. Неизбежно придет время новой «перестройки», и срочно потребуются телефильмы, учебники, книги с описанием опыта развитых стран и предложениями по сути назревших реформ в России. Они будут востребованы молодым поколением. Ведь людям, чтобы что-то изменить, надо понимать, что и как менять, в какой последовательности. Напомню: в начале 90-х даже у тех, кто принимал решения, был страшный дефицит информации. Не знали: как приватизировать, как создавать акционерные общества, как бороться со смычкой бюрократии и олигархов.
Как перешагнуть через пофигизм народа?
24 ИЮЛЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Южная Италия — это кошмар: это мафия, это бандитские группировки, которые выдоят ваш бизнес. И полиция не поможет. Северная Италия своими нравами более благоприятна для предпринимателя. Но и там, когда приходят налоговые инспекторы, первое, о чем заходит речь — откат. Потом они будут решать, глубоко ли копать. Сами итальянские бизнесмены признаются, что ищут любую возможность не заплатить налоги или социалку. Платят откаты при заключении договоров по госзаказам на ремонт дорог, мостов, сооружений. Очень похоже на нынешнюю Россию, не правда ли? В нескольких сотнях километров от Милана — Германия. Еще дальше Англия. И там, и там бизнесмены пунктуально платят налоги, даже если правительство сформировано не «их» партией. У них другая мораль, иное отношение к власти и закону. Каковы последствия таких различий? 
Защита информантов: зарубежный опыт и ситуация в РФ
24 ИЮЛЯ 2017 // ЕВГЕНИЙ КУЗНЕЦОВ, АЛЕКСЕЙ ШЛЯПУЖНИКОВ
Вопрос об эффективной защите информантов в России давно назрел — с учетом экономической неэффективности и уровня распространения коррупции. Ведь именно фигура информанта (узнавшего об имеющих место нарушениях, а потому могущего «запустить» процесс расследования или хотя бы заострить внимание общества на имевших место нарушениях) является тем рычагом, который может хотя бы немного оздоровить российскую экономическую жизнь. И в государственном, и в частном секторе.
Китай: особенности развития
19 ИЮЛЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
За время жизни одного поколения Поднебесная из нищей страны поднялась на уровень мировых экономических лидеров. Что лежит в основе столь впечатляющего прорыва? Этот вопрос не дает покоя специалистам и просто неравнодушным людям во многих странах – и богатых, и бедных. Чжан Вэйвэй, профессор Женевской школы дипломатии и международных отношений, профессор университетов Цинхуа и Фудань в Китае, который был переводчиком английского языка у Дэн Сяопина и других китайских лидеров, такие основы увидел в восьми «больших идеях». Интересно.
Не бутафория, как у нас!
17 ИЮЛЯ 2017 // Борис ВИШНЕВСКИЙ
В демократических странах политическая конкуренция обеспечивается сочетанием нескольких необходимых условий. Это реальная многопартийность (свобода создания и равные возможности для деятельности политических партий), свободные и честные выборы, свобода проведения публичных акций и политический плюрализм в СМИ. При этом важно отметить, что во всех странах, которые считаются демократическими, присутствуют все перечисленные условия.

 

Материалы по теме

Васильева может не отделаться условным сроком // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
В СМИ //
Апелляция. Картинка с выставки // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
День удался // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ