Церковь и государство
11 декабря 2018 г.
Итоги недели. Приговор по делу покемонов в храме вынесла атеистка

ТАСС

Существуют истины, которые, несмотря на всю их очевидность и тривиальность, приходится проговаривать из раза в раз. Политический заключенный – это не тот человек, который пострадал из-за собственных политических взглядов. Политический заключенный может вообще не иметь никаких взглядов. Политический заключенный – это тот, кто репрессирован по политическим мотивам. И в этом контексте суд в Екатеринбурге, за которым всю минувшую неделю мы столь пристально следили, классический политический процесс, к счастью закончившийся условным наказанием.

В минувший четверг один из районных судов Екатеринбурга вынес обвинительный приговор популярному местному видеоблогеру (около 300 тысяч подписчиков) Руслану Соколовскому. Руслан признан виновным по семи эпизодам 148-й статьи Уголовного кодекса (Об оскорблении чувств верующих), по статье 282-й (О возбуждении ненависти либо вражды) и по статье 138-й (Незаконный оборот специальных технических средств). Судья Екатерина Шопоняк признала его виновным по всем пунктам и приговорила к 3 годам 6 месяцам условного срока. Прогрессивная общественность выдохнула с облегчением. И здесь уже самое время сказать, что Руслан Соколовский – это тот самый блогер, который поймал покемона в екатеринбургском Храме-на-Крови, построенном на месте убийства царской семьи, а после выложил видеоотчет об этом подвиге в своем блоге, снабдив его соответствующим комментарием. Все это случилось в августе прошлого года, а через месяц Соколовский уже получил возможность обо всех своих сетевых победах и успехах рассказывать соседям по камере. Против Соколовского возбудили уголовное дело, он был взят под стражу, правда, вскоре областной суд меру пресечения ему изменил – суда блогер Соколовский дожидался под домашним арестом. Тут важно понимать, что, сколько бы пунктов обвинения ни было в приговоре этому молодому человеку, в историю отечественной юриспруденции он войдет, как «ловец покемонов в храме».

ТАСС

Цитаты из приговора судьи Екатерины Шопоняк, который она бубнила два часа, уже разошлись по Сети и набрали тысячи просмотров и лайков. Самые яркие из них: «Соколовский ответственен за введение Иисуса в японский бестиарий» и «Соколовский также отрицает существование Иисуса Христа и пророка Мухаммеда, таким образом, он совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 148 УК РФ»…

Совершенно очевидно, что писала этот фантастический текст не судья Шопоняк. Обычному человеку подобного рода формулировки и языковые конструкции просто не знакомы. Более того, думаю, что судья Екатерина Шопоняк, столь досконально разбирающаяся в чувствах религиозных людей, сама является атеисткой. Она в течение двух часов перечисляла богомерзкие деяния охального отрока и за все это время ни разу не сочла необходимым осенить себя крестным знамением. Впрочем, ничего удивительного в этом нет – дело Соколовского разбирал не религиозный суд. То есть все же не буквально святая инквизиция. По форме, разумеется. А по сути-то – еще какая инквизиция…

Все соображения по поводу того, что подобного рода суд – позор для страны и ее граждан, высказаны не единожды, что-либо добавить к этому содержательного нынче уже не представляется возможным. Мне кажется, что сегодня важно вот, на что обратить внимание. Все это случилось в Екатеринбурге совершенно не случайно – там умелыми руками силовиков создана целая инфраструктура мракобесного террора. Еще неделю назад в интервью обозревателю «Открытой России» Зои Световой адвокат Соколовского Алексей Бушмаков рассказал следующее: «У центра «Э», с теми специалистами, которые делали заключение по Соколовскому, очень давние и дружественные связи. Они совместно пишут какие-то научные работы, проводят общие конференции. Центр при Педагогическом университете в Екатеринбурге, где эти специалисты трудятся, получает гранты от президента и от российского гуманитарного фонда вот на такие исследования. И, грубо говоря, вот на эти деньги они шлепают вот такую заказуху и отчитываются о ловле вот таких экстремистов. Там среди специалистов есть видный ученый профессор Чудинов. Он, думаю, человек совестливый. Поэтому-то он в суд и не явился, сославшись на состояние здоровья. Подписал, возможно, даже не глядя эту экспертизу, но в суд не пришел». Понятно теперь, кем писался приговор блогеру Руслану Соколовскому.

ТАСС

Вот, собственно, и вся конструкция – есть местный отдел по борьбе с экстремизмом и группа бессовестных и беспринципных «ученых», которые точно понимают, на каком поприще сегодня востребованы их профессиональные навыки. Такой союз не мог не дать результата! А итогом стал этот чудовищный приговор. Его относительная беззубость («ведь не в тюрьму и не в Сучан, не к высшей мере») никого не должна вводить в заблуждение. Просто на данном этапе степень местного крокодильства регулируется федеральным центром, где, по всей видимости, полагают, что время сажать буквально в тюрьму за ловлю покемонов в храме еще не настало. Пока достаточно продекларировать намерение.

Они и продекларировали на весь мир. Да так, что и человеку неверующему впору начать креститься, глядя на всю эту псевдосудебную, псевдонаучную и псевдорелигиозную вакханалию… Осуждая блогера Руслана Соколовского, российская власть преследовала прямую политическую цель – создание в России атмосферы религиозного мракобесия, которая служит одному – цементированию нынешней власти. Так что процесс над блогером Русланом Соколовским был, вне всякого сомнения, политическим!

Ежедневный журнал

Фото: 1,2,3. Россия. Екатеринбург. 11 мая 2017. Блогер Руслан Соколовский, приговоренный к 3,5 годам условно за оскорбление чувств верующих и экстремизм после публикации в интернете видеоролика о ловле покемонов в Храме-на-Крови, с матерью Еленой Чингиной после вынесения приговора в Верх-Исетском районном суде. Донат Сорокин/ТАСС

4. Коллаж ЕЖ














  • Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.

  • РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка

  • Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковно-славянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018 // ИННА БУЛКИНА
Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.