Медиафрения
23 июня 2017 г.
Медиафрения. Телевизор и человек
14 МАРТА 2017, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

zlatkovsky.ru

30 лет назад был снят один из лучших фильмов о телевидении — «Бегущий человек», антиутопия с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Действие фильма, кстати, происходит в 2017 году в США, где в результате природной катастрофы и последовавшего за ней кризиса власть захватило тоталитарное правительство, которое управляет людьми с помощью телевизора.

Утопии и антиутопии пишут на Западе, а реализуются они, как правило, в России. «Бегущий человек» не только о том, как с помощью телевизора диктатура манипулирует людьми, но и о том, во что превращаются люди, служащие этому монстру, и еще о том, как телевизор затягивает в свое нутро человека и изуверски убивает его. Все, что в этом фильме показано как антиутопия для Америки, в России через 30 лет стало реальностью.

Про манипулирование страной с помощью телевизора написаны все предыдущие 196 выпусков «Медиафрении»; в этой, в нескольких зарисовках, на актуальных примерах чуть больше расскажу о двух других аспектах воплощенной антиутопии.

Об инвалидах и уродах

История с безногим танцором Евгением Смирновым, участником шоу «Минута славы», вызвала у многих ощущение постановки, срежиссированного спектакля. Особенно если учесть последний, пятый, акт этой «пьесы», а именно: выбор инвалида первой группы, певицы Юлии Самойловой, с детства прикованной к инвалидной коляске, в качестве российского участника конкурса «Евровидение», который будет проходить в Киеве.

На фоне изумительной гнусности этого последнего решения меркнут все предыдущие мерзости, поскольку если все, что происходило на шоу «Минута славы» и вокруг него, можно считать фактами личных биографий Познера и Литвиновой, то отправка Юлии Самойловой в Киев была актом политическим, хорошо продуманным, точно рассчитанным ударом ниже пояса. Авторство этого решения приписывают Эрнсту. Возможно, и так. Но, в любом случае, сквозь это решение проглядывает иезуитская улыбочка Путина, с которой он говорил, что в Крыму наши военные будут стоять за спинами женщин и детей, предоставляя украинцам выбор: либо стрелять в своих, либо сдаться. В плане морального выбора аналогия полная, только без явной крови. Допустить Юлию Самойлову в Киев — значит нарушить собственный закон, поскольку певица выступала в оккупированном Крыму. Не пускать — подарить путинскому ТВ несколько часов бесплатного счастья, во время которых ведущие будут вопить о зверствах укрофашистов, воюющих с певицей в инвалидной коляске. Плюс наверняка будет предпринята попытка найти отклик в мировом общественном мнении, и нет гарантий, что эта попытка окажется полностью провальной.

Что же касается гадости, которую Первый канал сотворил с инвалидом Евгением Смирновым, то тут представляет интерес поведение Познера и Эрнста. Рената Литвинова, у которой публичное амплуа — эстетствующая «кривляка-ломака», просто строго соответствовала избранной роли. Ее брезгливое фырканье по поводу того, что у танцора нет одной ноги: «А нельзя пристегнуть эту, вторую?» — ничуть не разрушает целостность образа. Познер, признаться, немного удивил. К гибкости его позвоночника все привыкли. Непонятно, зачем было напяливать дурацкий колпак.

Человек, изображающий из себя интеллектуала-западника, первым делом выступает против участия в шоу инвалида, что не только в корне противоречит современным нормам морали, требующим максимально поощрять самореализацию людей с ограниченными возможностями, но и демонстрирует полное отсутствие у данного персонажа логики. Ибо в данном шоу заведомо, по правилам этого конкурса, на равных участвуют дети, женщины, мужчины и инвалиды обоих полов. И вот человек, согласившийся судить данное шоу, вдруг заявляет, что считает правила, в соответствии с которыми участник-инвалид допущен, неверными. Это как если футбольный арбитр начнет гнать с поля вратаря, поскольку он, вратарь, имеет право играть руками, а остальные игроки нет. Причем претензии высказываются не создателям правил, а участнику игры.

Дальнейшее поведение Познера выглядит еще более чудно. Через неделю, 11.03.17, Познер надвигает дурацкий колпак поглубже. Шоу «Минута славы» решает вернуться к ситуации с безногим танцором, приглашает Евгения Смирнова на сцену и дает слово Познеру. Тот так же выходит на сцену и сообщает, что хочет принести свои извинения, но не за свою позицию, а за то, как она была понята. Евгений Смирнов пожимает протянутую руку, но при этом объясняет мэтру, оказавшемуся на поверку не только моральным уродом, но и изрядным глупцом, что он в сложившихся обстоятельствах не будет продолжать участвовать в шоу. Познер, вместо того чтобы просто извиниться и уйти со сцены, вдруг принимается объяснять Смирнову, что он, оказывается, неправ и должен продолжать участвовать в конкурсе. То есть человек проголосовал против участия инвалида в конкурсе, только что подтвердил, что мнения своего не изменил, а теперь требует, чтобы тот участвовал.

И это еще не все. 13.03.17 Познер публикует на «Эхе Москвы» текст под названием: «…И не оспоривай глупца», в котором, во-первых, заявляет, что он не извинялся перед Смирновым, хотя видео с его извинениями видели миллионы, а во-вторых, называет глупцами тех, кто осудил его за высказывания в адрес танцора-инвалида 4.03.17. И, наконец, последний штрих. Первый канал уволил сотрудника, который просматривал номера, прежде чем допустить участников к конкурсу. То есть по умолчанию признал правоту Познера и Литвиновой. Вопреки утверждению ведущего конкурса, что участие в «Минуте славы» людей с ограниченными возможностями всячески приветствуется.

Все эти истории могут кому-то показаться пустяками: ведь никто не умер. Действительно, человек получил лишь моральную травму. Проблема в том, что телевизор в любом случае задает стандарт морали и способа поведения, особенно если этот стандарт задает человек, претендующий на статус гуру. В данном случае Владимир Познер, который довольно долго и довольно многими воспринимался в этом качестве, убедительно показал, что он не только морально ущербен, но и, мягко говоря, неумен.

Вчерашние живые в хоре мертвецов

Обитатели российского телевизора намного свободнее в выборе слов, чем в былые времена советские пропагандисты. Тогда была идеология и единственно верное учение, теперь нет ни того, ни другого. Тогда были десять сталинских ударов, и не дай бог насчитать девять или придумать одиннадцатый. Написано, что у марксизма три источника и три составные части, а у пятилеток третий год решающий, а четвертый определяющий, — и нечего умничать, если не хочешь вылететь из обоймы. Шаг в сторону — побег, прыжок на месте — попытка улететь. Было известно, что в Югославии — кровавая клика Тито-Ранковича, а в Китае — ревизионизм и культ личности Мао, но никому в голову не могло прийти произнести, а тем более написать, «кровавая клика Мао». Сегодня не в пример свободнее. На одном канале, например, Украину ругают бандеровской хунтой, а на другом работают культурные люди и вежливо называют жителей соседней страны нацистской сволочью.

Но при всем плюрализме, царящем в путинском телевизоре, какой-то минимальный порядок там присутствует. Вот, например, в конце минувшей недели было установлено, что в США вернулись времена маккартизма. И все дружно стали произносить это слово: «маккартизм». Ни один не сбился и не сказал, например, что «США во власти ку-клукс-клана». Сохранилась все-таки хоть какая-то дисциплина. Но и место плюрализму тоже есть. Вот, например, Дмитрий Киселев в «Вестях недели» от 12.03.17 сообщил, что в Америке «онанизм-маккартизм». И пояснил, что эти американцы сами себя накручивают. А часом позже в программе Соловьева «Воскресный вечер» про «онанизм» никто ни разу не сказал, все только про маккартизм говорили.

Депутат Никонов сразу нагнал жути. Оказывается, в Америке этот маккартизм был намного страшнее, чем репрессии в СССР. По словам депутата Никонова, 10 миллионов американцев прошли процедуры декоммунизации и после этого кошмара «в Америке не осталось ни одного левого профессора».

Забавно, конечно, когда внук самого кровавого сталинского палача, абсолютного рекордсмена по числу лично подписанных расстрельных списков, рассказывает об ужасах маккартизма, приводя непонятно откуда взятые цифры и абсурдные факты насчет полного искоренения «левых профессоров». С учетом того, что маккартизм был действительно достаточно неприятным явлением, число реально пострадавших от него соотносится с числом жертв сталинских репрессий примерно как численность населения государств Монако и Китая. А кроме того, внук Молотова забыл сказать, что маккартизм просуществовал сравнительно недолго и был разрушен силами демократических журналистов и общественных деятелей, которые в течение одного года превратили Маккарти в политический труп.

Свою лепту в разоблачение Запада внес «общественный деятель Израиля» Яков Кедми, который объяснил, что «то, что сегодня делают с Россией на Западе, напоминает “Протоколы сионских мудрецов”». «Мы, — сообщил Яков Кедми, — передали знамя сионских мудрецов кремлевским мудрецам». Яков Кедми сменил в шоу Соловьева другого пропутинского израильтянина — Авигдора Эскина. На первых порах казалось, что он менее оголтелый. Но российский телевизор так устроен, что всякий, кто туда попадает, стремительно утрачивает человеческий облик и приобретает черты говорящего мертвеца. Как иначе человек с развитым еврейским самосознанием может сравнить фальшивые «Протоколы сионских мудрецов», ставшие благословлением на погромы и геноцид евреев, с борьбой американского общества против попыток путинской России разлагающе влиять на США, как это уже успешно происходит по отношению к ряду европейских стран? Может ли Яков Кедми, например, указать хотя бы примерную численность пострадавших от «протоколов кремлевских мудрецов», чтобы их можно было бы сравнить с «сионскими протоколами»? И заодно хотелось бы узнать у Якова Кедми, куда он спрятал свою совесть.

Яркий пример того, как человек довольно здравомыслящий за короткий период пребывания в телевизоре становится неотличим от местных зомби, — это Сергей Станкевич. Он всегда стремился занять нишу «голубя мира», человека либеральных взглядов, который, тем не менее, стремится к сотрудничеству с режимом с целью его облагораживания, влияния на этот режим. Желательно изнутри.

И вот что стало с Сергеем Борисовичем. Ему слово: «Это (то, что происходит в США — И.Я.) не охота на ведьм. Это ведьмы вышли на охоту». Станкевич не просто влился в общий хор, обличающий «современный маккартизм», наряду с Кургиняном, Никоновым, Кедми и Соловьевым, но и стал в нем исполнять одну из сольных партий. «Происходит (в США — И.Я.) повышение градуса параноидальности», — вещает «либерал» Станкевич. И далее уже творчески развивает тему: «Там сложилась организованная медийная группировка — ОМГ. Не путать с ОПГ!».

В фильме «Бегущий человек» герой Арнольда Шварценеггера сумел сломать сценарий тоталитарного телевизора. В реальной жизни этот финал также неизбежен. И для этого совсем не обязательно иметь голливудские бицепсы.



Иллюстрация Михатла Златковского/zlatkovsky.ru













  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Запад во мгле
20 ИЮНЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Про хорошее. В результате протестной акции 12 июня оппозиции удалось пробить еще одну брешь в броне официоза. Снято табу на упоминание имен оппозиционеров в главных информационно-аналитических программах. До этого лидеры протеста появлялись только в специальных изделиях, изготовленных в мрачных, пропахших кровью подвалах НТВ, в которых эти лидеры изображались либо с гитлеровскими усиками, либо без одежды. И вот теперь в главном путинском официозе, в программе «Вести недели» от 18.06.2017, Дмитрий Киселев, хоть и скривив губы от отвращения, но все же произносит имя Навального, а также цитирует «скандально известного профессора Зубова» и вспоминает сидящего в тюрьме «революционера Удальцова». Навальному удалось навязать свою повестку путинскому официозу. И это хорошая новость.
Медиафрения. Кто в российской журналистике «вон из профессии»?
6 ИЮНЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Обещал в начале каждого обзора сообщать о хороших новостях, но в этот раз обещание придется нарушить. Просто потому, что сегодня главная новость в сфере медиа — то, что закрылся журналTheNewTimes. И это очень плохая новость. 10 лет продолжался эксперимент по выживанию качественного журнала в условиях, в принципе не пригодных для существования качественной прессы. Россия стала не местом для качественной прессы не только потому, что здесь цензура, хотя и поэтому тоже. И не только потому, что в России нет нормального рынка рекламы и рекламодатель боится давать рекламу в СМИ, которые критикуют власть. Хотя и поэтому тоже. И не только потому, что фактически исчезли все каналы распространения прессы. Хотя и поэтому тоже.
Медиафрения. Дивизии русской культуры на марше
30 МАЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Минувшая неделя стала для России и ее обитателей торжеством высокой духовности. Тому свидетельство — многотысячная очередь из россиян, выстроившихся с целью припасть губами к стеклу, за которым расположена кость Николая Угодника. А после того, как к кости героически приложился Путин (я написал «героически», поскольку Киселев в «Вестях недели» назвал сюжет с демонстрацией этого подвига президента «силой духа»), в России случились одновременно соборность и симфония власти и РПЦ, к которой был бы рад присоединиться и народ, но его участие в симфонии церкви и государства данный принцип православия не предусматривает. Хотя народ очень даже «за».
Медиафрения. Мощами по дьяволу
23 МАЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В Государственной думе 22.05.2017 начались парламентские слушания «О молодежной политике РФ». Среди выступавших многим было за 70, хотя были и те, кому чуть перевалило за 60. Зюганов подошел к молодежи как к отрасли народного хозяйства и поставил задачу: добиться, чтобы каждая семья давала поголовья не менее трех детей. Ж. узнал, что молодежь мучается от того, что хочет встречаться с депутатами, а руководство вузов препятствует. Сергей Миронов разоблачил «зарубежные фабрики мысли», которые сидят в социальных сетях и искушают. Петр Толстой выяснил, что молодежь «хочет идеи для великой России» и призвал избавить молодежь от культа денег. Очень ярко выступила губернатор Светлана Орлова, которая велела относиться к молодежи как к партнерам. «Вот пятиклассник идет — он партнер. И вы с ним идите», — потребовала от присутствующих губернатор Орлова.
Медиафрения. «35 тысяч одних курьеров…»
16 МАЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Так, надо же сначала про хорошее написать… Вот, нашел! На встрече Владимира Путина с Милошем Земаном, которая произошла в Китае во время форума «Один пояс — один путь», президенты двух стран обменялись мнениями по вопросу информационной политики. Президент Чешской Республики рассказал о своем взгляде на проблемы прессы в современном мире: «Здесь слишком много журналистов, надо бы их ликвидировать». Президент России не вполне согласился с доктриной окончательного решения журналистского вопроса и мягко возразил своему европейскому коллеге, мол, ликвидировать всех не обязательно. «Сократить — можно», — предложил компромиссный вариант Владимир Путин.
Медиафрения. Бесконечная война
9 МАЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вторая мировая закончилась 72 года назад. Для всего человечества, кроме путинской России. На всем пространстве северо-восточной части Евразии война продолжается. Решающее сражение снова 9 мая. За 72 прошедших года война и это решающее сражение сильно изменились. Об этих изменениях можно судить по картинке с Парада Победы, который проходит каждый год на Красной площади. Раньше, совсем еще недавно, у нас была антигитлеровская коалиция, теперь мы переписали историю, и в этой новой войне Россия победила фашизм практически в одиночку.
Медиафрения. Как Навальный сам себе глаз выжег
2 МАЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Накануне майских праздников поступила хорошая новость из Франции. В штабе кандидата в президенты Франции Эммануэля Макрона отказали в аккредитации российским государственным СМИ RT и Sputnik, мотивировав это тем, что это пропагандистские ресурсы, распространяющие ложь. Представитель штаба лидера президентской гонки объяснил причину отказа так: «Мы не считаем RT France и Sputnik, эту двуглавую организацию, ни органом прессы, ни средством массовой информации, а распространителем государственной пропаганды».
Медиафрения. На смену швондерам идут шариковы
25 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Хорошая новость: «Новой газете» удалось не только вытащить историю с массовыми бессудными расправами и секретными тюрьмами в Чечне в публичное пространство, не только заставить руководство Чечни реагировать, но и добиться, чтобы Следственный комитет России начал следственные действия. Да, на журналистов «Новой» обрушился беспрецедентный шквал угроз от людей, которые вполне могут эти угрозы реализовать. Единственная защита журналистов в этой ситуации — гласность, и эту защиту смогла себе обеспечить и редакция «Новой», и коллеги, прежде всего с «Эха Москвы», проявившие солидарность с журналистами «Новой».
Кремлевские СМИ строят «свиньей»
19 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вы будете смеяться, но Кремль готовится к выборам. Идет перегруппировка информационных войск, смотр рядов, а также тщательная их зачистка. Первым делом из информационного поля России решено убрать единственную оставшуюся кочку из числа более-менее заметных. Это медиа холдинг РБК. Михаил Прохоров, конечно, никакой не оппозиционер, но РБК он распустил. То про дочь чью-то пишут. Какие могут быть дочери у холостого человека? Который к тому же давно и успешно женат на России и счастлив в браке. Потом постоянно пишут про какие-то протесты и акции. Какие протесты? Какие акции? А еще называют по имени того, кого называть запрещено.
Медиафрения. Многословное молчание Путина и телевизора
18 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе одновременно замолчали двое: Путин и российское телевидение. То есть эти двое произнесли в совокупности множество слов, но ничего не сказали. Как в театре, когда актеры изображают многоголосый гул толпы, повторяя на разные голоса фразу «О чем говорить, когда говорить не о чем?». Таким же молчанием было многословное говорение на съездах и пленумах КПСС брежневско-черненковского периода. Слова «Говорит и показывает Москва, работают все центральные каналы телевидения. Смотрите и слушайте Москву!», произнесенные голосом Левитана, всегда символизировали доминирование в информационном пространстве. Москва говорит — все слушают. На минувшей неделе говорил Трамп...