Медиафрения
24 апреля 2018 г.
Медиафрения – 187. Особенности русской телевизионной эстетики
3 ЯНВАРЯ 2017, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Минувший год стал временем кризиса ценностей. Особенные неприятности случились с такими ценностями как Истина и Добро. «Сама компьютерная эпоха привела нас туда, где никто толком не знает, что происходит», - с подкупающим простодушием заявил Дональд Трамп, ставший 45-м президентом Америки главным образом именно благодаря потере ценностных ориентиров значительной части американских избирателей.

Если взять нашу основную скрепу – российское телевидение – то попытки найти там крупицы истины или добра выглядят глумлением над соотечественниками. И тут в поисках хоть какой-то опоры вспоминается последняя высшая ценность из этой триады – Красота. Тем более, что брошенные мимоходом полтора столетия назад слова Достоевского, что именно она спасет мир, не дают покоя уже нескольким поколениям российских интеллигентов.

И вот, отчаявшись обнаружить в телевизоре малейшие признаки истины и добра, я стал смотреть новогодний эфир в поисках прекрасного и сразу попал на итоговую «Международную пилораму на НТВ, а оттуда на «Голубой огонек» на России-1.



ЭСТЕТИКА МЕТЕОРИЗМОВ

Главная трудность эстетического анализа российского телевидения заключается в абсолютной неприспособленности для этой цели понятийного аппарата эстетики как разделе философии и как науки о прекрасном в жизни и в искусстве. Поэтому инструментарий для анализа пришлось изготавливать на ходу.

Возьмем, к примеру, «Международную пилораму с Тиграном Кеосаяном», что вышла на канале НТВ 30.12.2016. С точки зрения эстетических категорий все то, что в этой передаче делается, должно проходить по разделу иронии. И для этого есть специальный инструментарий – закадровый смех. Он четко указывает, когда именно прозвучала шутка. Если точнее, то когда данная шутка закончилась. Поскольку иначе шутки от Кеосаяна зафиксировать невозможно. Впрочем, и в зафиксированном виде, их довольно сложно воспринимать.

Вот, смотрите. «Со здравоохранением в Америке просто жопа!», - с акцентом на последнем слове говорит Кеосаян и тут же начинает визгливо смеяться, почти заглушая закадровый смех. У некоторых детей дошкольного возраста публичное произнесение матерных слов порой вызывает смеховую реакцию, но Кеосаян выглядит несколько старше… Или, вот, еще, тоже, естественно, про Америку. «Билл бил-бил, не добил. Хиллари била-била, не добила. Теперь пусть Трамп пробует». – Вы напрасно ждете продолжения. Его не будет. Шутка пошучена, звучит закадровый смех. Присоединяйтесь!

В ту же корзину: «Трамп тоже чмо, но это наше чмо!». – Звучит команда всем смеяться полторы минуты. «В Британии – брексит». – Звучит закадровый смех, а у меня возникает убеждение, что звукорежиссер досрочно приступил к новогоднему банкету, а посему врезает это гоготание куда не попадя.

Заключительный сюжет программы – беседа с Дмитрием Песковым. Кеосаян, как обычно при общении с начальством, на полную мощность включает холуя и, совершенно непристойно восхваляя «уникальный язык Пескова», просит, чтобы он перевел на свой замечательный язык выражение Лаврова «дебилы, бл…!». Судя по мгновенной реакции Пескова, реприза с ним долго обсуждалась и согласовывалась. «Козлы, нах..!», - отвечает Песков, и все счастливо смеются. Закадровый смех тоже смеется, радуясь тому, что на этот раз точно попал в шутку.

Чтобы не терять темпа, перейдем сразу к «Голубому огоньку» на России-1. Можно было бы с таким же успехом смотреть новогоднее шоу на любом федеральном канале, причем, за любой год – стилистика, состав, шутки – все совпадает с точностью 99%.

За столиками пьют, все время чокаются и ликующе хохочут Шифрин и Королева, Валуев и Бабкина, Лолита Милявская и Гоша Куценко, и еще всякое из этого же ряда. Ведущие Киркоров и Басков весьма натурально изображают идиотов. На сцене трио: Юрий Стоянов в роли Ангелы Меркель, Игорь Верник в роли Терезы Мэй и Игорь Христенко в роли Хиллари Клинтон. В прошлом году Стоянов уже изображал Меркель. Поскольку на выборах в этом году ее шансы на переизбрание весьма велики, то на Огоньке – 2018 ему снова предстоит надевать женское. Впрочем, в случае, если она потерпит поражение (маловероятно, но всякое ведь бывает!), тем более надо будет не упустить случая вдоволь поржать над проигравшей.

В этот раз главным объектом для шуток была Клинтон. Это ведь так смешно и так весело: участвовала в выборах, и, представьте себе – проиграла! Обхочешься! И все эти шифрины, милявские, куценки и бабкины с боярскими дружно обхохатывались и надрывали животики над такой невиданной глупостью. Надо же такое придумать, ха-ха-ха! – в выборах, гы-гы-гы! – а сама-то, - ой, не могу! – проду-у-у-ла!!! Бу-га-га.

На сцене ряженый под Трампа. Это 45-й президент США приехал в Россию познакомиться с Путиным. Путина на сцене нет, видимо, его культ по уровню сакрализации приближается к исламу, где пророка нельзя изображать, а тем более на сцене. Звучит только его гнусавый голос, который на заискивающий вопрос «Трампа», может ли он надеяться на встречу с президентом России, вкрадчиво отвечает: «есть минутка». Куценки и бабкины с боярскими счастливы. Этот-то приехал, губы раскатал, а наш-то ему, вы слышали – «есть, мол, минутка»!

Я достал свои пожелтевшие конспекты по курсу эстетики, пытаясь понять, что это было, вот это все. Есть эстетика безобразного, картины Босха, например, или тот же Гоголь. Изображение уродства и дисгармонии для демонстрации царства зла и тьмы, чтобы ярче сияли свет и добро. Есть бахтинский анализ эстетики раблезианского карнавала, как протеста телесного низа против занудной аскезы духа. Есть скрупулезный анализ эстетики безобразного от Карла Розенкранца, педантичного до оскомины, как все гегельянцы. Все – мимо! Российский телевизор не вмещается ни в одну из этих ячеек!

То, что делают на российском ТВ больше всего похоже на репризы нижней частью тела, которые отпускали в старом цирке клоуны, когда один громко пускал газы, а в этот момент другой клоун подносил к его панталонам факел, поджигая продукт метеоризма.

Принципиальная разница между клоунами старого цирка и клоунами новейшего российского телевизора в том, что те не корчили из себя учителей жизни и носителей высших ценностей, а эти – корчат. До дорогих россиян надо бы донести одну очень важную истину. То, что вам преподносят как исконно русскую духовность, на самом деле не что иное, как банальный метеоризм.

«МЕДУЗА» ПРОТИВ ГИППИЯ БОЛЬШЕГО И ГЕРАКЛИТА

Не обнаружив красоты в российском телевизоре, я перешел в рунет и сразу же нашел искомое. В качестве альтернативы новогодним программам федеральных каналов, «Медуза» предложила посмотреть довольно большую подборку видео с участием животных.

Попробуем оценить увиденное с точки зрения эстетики. Для этого используем платоновские размышления о сущности прекрасного в диалоге «Гиппий больший». Участники диалога – Сократ и соответственно Гиппий больший. С Сократом все ясно, а вот этот Гиппий больший, он заезжий софист, то есть, если на современный лад, нечто вроде политтехнолога, типа Павловского-Белковского-Куликова.

Гиппий, естественно, считает, что прекрасное это то, что высоко ценится, например, золото. Кроме того, прекрасно быть богатым и пользоваться почетом. Сократ, как ему и положено смотрит вглубь и вдаль. «Красота есть причина блага», - объясняет он, тем самым в чем-то предвосхищая Достоевского.

И дальше спорщики, усилиями, естественно, Сократа, выстраивают иерархию прекрасного, утверждая, что «прекрасный горшок безобразнее прекрасной девушки», которая в свою очередь сущая уродина в сравнении с прекрасными богами. В подтверждение справедливости этой иерархии Платон приводит суждение Гераклита: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнивать ее с человеческим родом».

Прошло два с половиной тысячелетия. Человечество вряд ли стало лучше разбираться в том, что есть истина и добро. А вот в понимании красоты продвижение заметно. Во всяком случае, то, что предложила «Медуза», вопреки Гераклиту, неизмеримо прекраснее того, что предложили федеральные телеканалы.

Прекрасна была коала, играющая с бабочкой, которая все время садилась ей на нос. Невыразимо прекрасна была ехидна, за каким-то лешим уплывающая в бескрайнюю даль океана. История знакомства ленивца и кенгуру на детской площадке не вызовет улыбку счастья только у слепоглухонемого. Впрочем, сейчас есть способы тактильной коммуникации, с помощью которых и слепоглухонемой сможет разделить эту радость общения столь разных существ.

Рыжая капибара с утятами, веселые вомбаты на лужайке, енот, жамкающий кота, детеныш ленивца, зовущий маму, попугай, сосредоточенно играющий в детский конструктор, панда – мадонна с двумя детенышами… все это и есть прекрасное, оно же доброе и истинное в одном флаконе.

Не обошлось без недостатков (я - медиакритик, или где?). Сюжет со стаей корки в бассейне мало того, что возмутительно затянут, еще и вызывает лишние ассоциации и всякие намеки, мешающие наслаждаться прекрасным. Также затянут сюжет с морскими свинками, завтракающими брокколи. По мере затягивания завтрака и появления все новых едоков, невольно возникают ассоциации, а когда самая толстая свинка залезает всеми четырьмя ногами в кормушку и начинает давить еду, весь эпизод приобретает характер политического памфлета.

Я уже не знаю, кто там в этой «Медузе» сейчас самый главный начальник, Тимченко или все-таки Колпаков, в любом случае с акцентами надо поаккуратнее и тщательнее. А в целом, перефразируя давний текст Аркадия Бабченко, можно лишь подтвердить его главный тезис. Если россиянам вместо соловьевых и кеосаянов с киселевыми и пушковыми - дцать лет подряд 24 часа в сутки показывать коал, играющих с бабочками и кошачьих лемуров, требующих, чтобы им чесали спинку, то у России впереди забрезжит перспектива стать нормальной страной. Правда, для этого нужны некоторые предварительные мероприятия и немалые усилия, но это тема уже другой колонки.
















  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Чужие дети и красная черта
18 АПРЕЛЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Пока писал этот текст, прояснились некоторые промежуточные итоги первой цифровой гражданской войны, которую Роскомнадзор объявил 15 миллионам пользователей Telegram. Преступная группа в составе Александра Жарова, судьи Смолиной и неустановленной группы лиц в попытке заблокировать мессенджер заблокировала 16 000 000 000 (16 миллионов) IP-адресов, в результате чего пострадали: аэропорт, банки, множество магазинов, медицинские клиники и предприятия общественного питания. В конечном итоге Роскомнадзор заблокировал себя сам. Telegram не пострадал…
Медиафрения. Смертельная ложь
28 МАРТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Самое красноречивую характеристику того, что такое путинская Россия и ее СМИ, дает простое сопоставление событий по времени. Трагедия в «Зимней вишне» началась 25.03.18 в 12 часов по Москве (16 по Кемерову). Через 5 часов, в 19.00 по Москве началась первая итоговая программа на федеральном канале: «Итоги недели» на НТВ с Ирадой Зейналовой. Главный сюжет – беседа с Дмитрием Песковым, который рассказал о «новом Путине», о том, что этот «новый Путин» занимается внутренними проблемами России и ее граждан «ежедневно, в круглосуточном режиме».
Медиафрения. Бабушка Яшина. Экстренный выпуск
26 МАРТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
То, что делали в последние дни минувшей недели три федеральных канала, пожалуй, не имеет аналогов в истории российских медиа. Когда Доренко на главном канале страны в октябре 1999 года рассказывал о тазобедренном суставе Примакова и показывал его рентгеновские снимки, это было очень противно и очень подло.  Когда в декабре 2011 года спецслужбы устроили прослушку телефонных разговоров Немцова, а кремлевские СМИ опубликовали их распечатку, это было еще и противозаконно. Когда 01.04.2016 телеканал НТВ показал фильм «Касьянов день», это было не только подло и противозаконно, но и отвратительно.
Медиафрения – 248. Путин и пурга
17 МАРТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В ходе избирательной кампании было создано три произведения, претендующих на ту миссию в отношении Путина, которую фильм «Триумф воли» выполнил в отношении Гитлера. Это фильм Владимира Соловьева «Миропорядок 2018», двухсерийный фильм Андрея Кондрашева «Путин» и большое интервью Путина американской журналистке Мегин Келли. Авторы всех трех произведений в подметки не годятся Лени Рифеншталь, но то, что они сотворили, тем не менее, заслуживает внимания.
Медиафрения. Зачем телевизор выкапывает труп Сталина
6 МАРТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Советник президента по вопросам развития интернета Герман Клименко заявил в эфире телеканала НТВ, что Россия готова к отключению от мирового интернета. У Путина несколько советников. Сергей Глазьев, например, советует ему насчет Евразии. Владимир Толстой дает Путину советы по части культуры. Михаил Федотов – по части прав человека и гражданского общества. У Александра Бедрицкого ответственная работа – он советник Путина по климату. Советы Глазьева Путину нужны бывают не часто, поскольку Евразия вещь крупная и малоподвижная – раскинулась на карте и лежит себе. Федотов с Толстым тоже на работе не надорвутся: зачем Путину советы по правам человека или культуре? Он сам кому угодно может посоветовать. Вот климат – да. Тут совет нужен на каждый день.
Медиафрения. «Спорт – это война! Скрутить всю планету! Все будете стоять на коленях!»
28 ФЕВРАЛЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Эскалация ненависти в студиях путинских телеканалов имеет свою внутреннюю логику. Дойдя до определенного уровня, вербальная агрессия обязательно выплескивается в физическое насилие. В банальную драку, которая в исполнении людей, как правило, не очень молодых и не слишком подготовленных смотрится довольно уныло и жалко. На минувшей неделе свои «боевые навыки» решил в программе «Место встречи» продемонстрировать Андрей Норкин.
Медиафрения. В Украине нашлась управа на Кургиняна
20 ФЕВРАЛЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Публицист Юлия Латынина продолжает проводить экскурсии по заветным уголкам своего богатого внутреннего мира. В передаче «Код доступа» от 17.02.18 поклонникам ее таланта приоткрылись еще две грани. Публицисту Юлии Латыниной никак не дает покоя Анастасия Вашукевич, которая вот уже в который раз будоражит ее воображение и вызывает в нем странные фантазии весьма специфического свойства. «Кто эта дама?» — спрашивает Латынина. И тут же сама отвечает: «Рыбка». — «А почему?» — «А вы знаете, эксклюзивно минет под водой делает». Пожалуй, воздержусь от комментариев этого монолога страстной публицистки, лишь отмечу в очередной раз ее способность давать точные экспертные оценки в самых разных сферах человеческого бытия.
Медиафрения. Случаи так называемого вранья
13 ФЕВРАЛЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В ночь со среды на четверг 7-8 февраля в Сирии погибли десятки, а, возможно, и сотни россиян. По одним данным, в ходе боестолкновения коалиция США уничтожила около двухсот, по другим — около шестисот сотрудников ЧВК Вагнера, то есть вооруженных россиян, которых Кремль направил в Сирию не в составе ВС РФ, а как бы «частным порядком», что дает возможность лгать о том, что «ихтамнет». Главное государственное агентство РИА «Новости» 12.02.18, то есть через 4 дня после события публикует статью под заголовком «В Сирии при авиаударе коалиции во главе с США погиб россиянин». И далее сообщается о гибели активиста «Другой России» Кирилла Ананьева.
Медиафрения. Пролив имени товарища Сталина
7 ФЕВРАЛЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В конце минувшего года правозащитники и журналисты учредили антипремию имени Юлиуса Штрейхера. Там есть четыре номинации: имени А.И. Красовского — вручается главному цензору года, имени В.П. Буренина — за самую гнусную травлю года, имени «Радио 1000 холмов» — за разжигание ненависти, и главная антипремия имени Штрейхера, которую можно не комментировать. Сейчас стало очевидно, что пропущена еще одна номинация — «медийный подлец года». Заявка на уверенную победу в этой номинации сделана не на одном из федеральных каналов или на страницах «КП», как можно было бы ожидать, а в эфире «Эха Москвы», которое многие по инерции считают независимым СМИ и местом, куда могут приходить приличные люди.
Медиафрения. Приватизация Холокоста
31 ЯНВАРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На Первый канал после месячного перерыва вернулась программа «Познер». Гостем телевизионного ВВП стала Ксения Собчак. Нет прямых доказательств, что программу «Познер» вернули в эфир специально, чтобы дать Ксении Собчак трибуну, достаточно престижную в кругу лояльных режиму либералов. Но то, что данного кандидата буквально за руку ведут по всем без единого исключения топовым телевизионным площадкам, не пропуская ни одного именитого ведущего, это факт. Малахов, Ургант, «Первая студия» Шейнина, «Вечер» Соловьева, теперь Познер…