В оппозиции
24 апреля 2017 г.
Ильдар Дадин, князь Владимир и ветхая Старая площадь
23 НОЯБРЯ 2016, ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО

ТАСС

Ответ со Старой площади пришел по нынешним временам почти мгновенно. 10 ноября я отправил телеграмму на имя президента В.В. Путина с единственной просьбой — «освободить узника совести Ильдара Дадина». В этих нескольких словах уже заключалось и обоснование требования. Еще в 2015 году Дадина признала узником совести всемирно известная организация Amnesty International. Но что нам западные резоны? Поэтому я сослался и на недавнее событие: открытие 4 ноября в Москве памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Присутствие при этом руководителей государства, выступления президента и патриарха, несомненно, придало происходящему действу смысл символический, отсылающий к нашим нравственным и цивилизационным истокам. Узника совести потому и нужно срочно освободить, чтобы (писал я в телеграмме) «тем самым утвердить жизненность заветов св. князя Владимира, который впервые на Руси соединил закон с милосердием».

Конечно, в конце обращения стояла и подпись отправителя: бывший советский политзаключенный, писатель. Деталь незначительная, но в обратной перспективе последнего столетия призванная еще раз напомнить о трагедии исторического развития России, скатившейся в 1917 году в пропасть насилия.

Ответ помечен 11 ноября 2016 года. Консультант департамента письменных обращений граждан и организаций Администрации президента РФ И. Куров ссылается на законы и указы, которые «не предусматривают участие Президента Российской Федерации, должностных лиц его Администрации в разрешении по существу поставленных [в обращении] вопросов». В их отношении «предусмотрен иной порядок обжалования». Еще Куров «разъяснял, информировал, дополнительно сообщал» о том, что у нас в стране органы суда, прокуратуры и следствия самостоятельны и независимы, а проверка «обоснованности судебных актов» возможна лишь в порядке апелляционного производства.

Иными словами, прислана типичная отписка, хорошо знакомая по советским чиновничьим каруселям, смысл работы которых в годы застоя блестяще описал Юлий Ким в одной из своих песен: «Пишите нам пишите, а мы прочтем, прочтем».

На моей памяти эпистолярные контакты граждан с госаппаратом прошли три условные стадии. Стадия первая: со второй половины 1960-х по 1987 год на все обращения к власти следовало твердокаменное «нет», «ничего не можем сделать». Вторая: с 1987 по 2000 год изменился характер ответов, приходящих от госчиновников. Даже при отказах было заметно стремление подчеркнуть, что власть в принципе открыта к просителю и просто не имеет возможностей удовлетворить его просьбу. «Инстанции» демонстрировали заинтересованность в уважительных и доброжелательных отношениях с гражданами. Третья: в путинскую эпоху поступательно возрастал бюрократический подход к ответам на обращения людей, фактически слившись по стилю с периодом советским.

Даже в годы военного коммунизма или Большого террора отношение советских властителей к жалобам и требованиям населения колебалось в зависимости от проведения той или иной политической кампании. Находились советские работники в правительственном и судебно-правоохранительном аппарате, которые пытались очеловечить безликую работу государственной машины и помочь людям в их стремлении улучшить свою жизнь. Но, как ни менялась линия партии, в течение последнего столетия гражданин в СССР, а потом в РФ мог общаться с властью лишь как проситель, униженно ожидающий снисхождения и помощи. Если же верхи отказывают в твоей просьбе — значит так тому и быть во веки.

Подобное архаичное отношение чиновничьего аппарата к обществу скорее говорит о крепостнических мечтах кремлевских обитателей, чем о стремлении к построению динамично развивающейся страны. И резко диссонирует с открытием 4 ноября, в государственный праздник новой России, памятника князю Владимиру. Вернее, в эстетическом отношении этот памятник и внутренняя политика путинской партийно-государственной машины вполне подходят друг к другу. Неказистая, воинственная фигура князя скорее напоминает безжалостного воителя. Однако это все же отсылка к легендарной фигуре, основателю государственности и культурной традиции, в которых мы существуем. К святому, признанному таковым еще в глубине веков.

Троица наших великих историков отмечает главное в деле князя Владимира: христианское милосердие, привнесенное в закон. Георгий Федотов, автор выдающихся сочинений о характере русской святости, точно суммировал это, подчеркнув, что для наших предков Владимир был, прежде всего, не Крестителем, а Владимиром Милостивым. В «Повести временных лет» выделено именно добросердечие князя, ставшее особенностью его личности и ее влияния на современников и последующие поколения.

Надо сказать, что при всей трудности русского исторического развития императорская Россия не забывала заветов основателя своей культуры: медленно, спотыкаясь, продвигалась к построению открытого общества. Большевизм отбросил страну к мрачным языческим практикам.

Осуждение на тюремный срок Ильдара Дадина за мирное выражение своей гражданской позиции представляет современную российскую действительность в позорном свете. Его судьба перечеркивает надежды на перспективы развития отечества. Разве своими отговорками и отписками надзиратели из Сегежской ИК-7 не подражают «консультантам» из Администрации президента? Одно из двух. Или приговор Дадину, пытки, которым он подвергся в концлагере, являются отражением национальной идеи, которую властная вертикаль родила-таки в недрах Кремля, и тогда это означает полный разрыв с наследием князя Владимира. Или все же воздвижение памятника на Боровицком холме являет политическую волю поставить страну на путь человеколюбия. В конце концов, для чего прозвучали на церемонии открытия слова о том, что наше сознательная история началась со дня крещения Руси, с актов милосердия, совершенных князем-неофитом? Зачем тогда на всю страну транслировались слова Натальи Солженицыной, сказанные у подножия монумента, о том, что на русской истории до сих пор лежит тень «коллективизации и ГУЛАГа», что необходимо осудить зло, которому мы поддались в XX веке? Зачем тогда это ее напоминание собравшимся 4 ноября представителям высших ветвей власти и избранной общественности о подвиге св. Владимира, который «осудил в своей жизни то, что было неправедно… и решительно повернулся к свету»?

ТАСС

Может быть, вся эта церемония устроена лишь для видимости, для «внешнего врага» — остального мира, с тревогой наблюдающего за происходящим в России? В это не хочется верить, ибо тогда мир уже имеет дело с политической фантасмагорией, вновь воцаряющейся на стыке между Европой и Азией. В противном случае нужно быстро и в корне менять внутреннюю политику государства, стиль и суть отношений чиновничества с гражданами, и, прежде всего, возвращать в страну культуру политической терпимости и добросердечности. Первым шагом в этом направлении должно стать освобождение узников совести и незамедлительно — Ильдара Дадина.

Ветхая традиция бюрократических имитаций Старой площади должна уступить место новому вину благотворных перемен в государстве и обществе.



Фото: 1. Россия. Москва. 7 ноября 2016. Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади. Артем Геодакян/ТАСС
2. Россия. Москва. 4 ноября 2016. На открытии памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади. Михаил Метцель/ТАСС













  • Кирилл Мартынов: Инициаторами митинга были несколько небольших групп, пытавшихся развить успех Навального и стать новыми оппозиционными вождями.

  • "Новая газета": По данным «Новой газеты», в Москве на несанкционированной акции, ответственность за организацию которой на себя никто не взял, полиция задержала около 40 человек.

  • Буба Касторский: Ко 2 Апреля создаётся "Отцовский Родительский Комитет". Принимаются мужчины со своими ремнями для профилактики незаконных митингов

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Итоги недели. Кремль будет давить уличный протест. И подавится
14 АПРЕЛЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
На уходящей неделе в России международные новости закономерно превалировали над теми, что приходили с родных просторов, но все же и местные, несомненно, заслуживают того, чтобы уделить им самое пристальное внимание. Главное, что случилось за прошедшие дни — отпали последние сомнения по поводу того, как родная власть собирается реагировать на поднимающуюся и только набирающую разгон волну массового уличного протеста. Никакой интриги тут больше нет: в ответ на выход людей на улицу Кремль ужесточает репрессии и сразу дает понять, что церемониться в этот раз не будет.
Протестное воскресенье №2. Спад или затишье?
3 АПРЕЛЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
О том, что на 2 апреля «готовятся провокации», взбудораженная общественность заговорила еще тогда, когда в отделах полиции находились задержанные за «гулянья» по центру столицы 26 марта. Причем, что в данном конкретном контексте может означать термин «провокация», никто особенно не задумывался. Если представить себе, что власть намеренно провоцирует людей на очередной раунд противостояния, чтобы выявить и нейтрализовать лидеров и наиболее ярких «протестантов», то все последующие ее шаги, предпринятые на той неделе, в эту логику никак не укладываются. Потому что все последние дни нас безустанно отговаривали от резких телодвижений...
Прямая речь
3 АПРЕЛЯ 2017
Кирилл Мартынов: Инициаторами митинга были несколько небольших групп, пытавшихся развить успех Навального и стать новыми оппозиционными вождями.
В СМИ
3 АПРЕЛЯ 2017
"Новая газета": По данным «Новой газеты», в Москве на несанкционированной акции, ответственность за организацию которой на себя никто не взял, полиция задержала около 40 человек.
В блогах
3 АПРЕЛЯ 2017
Буба Касторский: Ко 2 Апреля создаётся "Отцовский Родительский Комитет". Принимаются мужчины со своими ремнями для профилактики незаконных митингов
Навальному - 15 суток, Пушкину - полгода, а трансляции запретить
29 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Реакция властей на протестные акции 26.03.17 была многогранной, но предсказуемой. Одним из первых был наказан памятник Пушкину, который огородили забором и закрыли на полгода на реставрацию. Реставрационные работы планируются с апреля по сентябрь 2017 года. Вина памятника очевидна, поскольку именно вокруг него проходил наиболее массовый стихийный митинг, а его постамент превратился в импровизированную «доску позора», на которую протестующие прикрепляли плакаты, уличающие Дмитрия Медведева в коррупции и содержащие изображения наиболее экстремистских символов мартовского протеста: уточек и кроссовок красного цвета.
Прямая речь
29 МАРТА 2017
Григорий Дурново: Сравнивать нынешние суды с теми, которые были после Болотной, нет смысла. Потому что именно после Болотной... был принят целый ряд ужесточений законодательства,..
В СМИ
29 МАРТА 2017
NEWSru.com: В трех московских районных судах - Тверском, Симоновском и Мещанском - начались процессы над активистами, задержанными в связи с акцией... которых оставили на вторые сутки в 11 столичных ОВД.
В блогах
29 МАРТА 2017
dmirix.ru: А меж тем, в Тверском суде сейчас судят парня за то, что он упирался ногами в асфальт. И задумайтесь о своих преступлениях. Так нельзя с асфальтом.
Позволенный протест
28 МАРТА 2017 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Честно сказать, я очень не хотел писать этот текст. Прежде всего, из-за того, что находился 26 февраля далеко от российской столицы. Однако уже двое суток продолжающийся восторг по поводу состоявшейся в Москве акции неповиновения заставляет сделать это. Итак, произошедшее имело два признака, отличающих это событие от того, что имело место ранее. Во-первых, массовая акция протеста впервые, спустя многие годы, прошла без всякого разрешения властей и, более того, вопреки их запрещениям. Во-вторых, участвовало огромное количество молодежи, что решительным образом меняет весь «бэкграунд» протестных акций.