Выборы
16 сентября 2019 г.
Выборы в Госдуму — тихо и грязно
16 СЕНТЯБРЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

Сегодня, 16.09.2019, завершается период агитации в думской кампании, который длился 28 дней. Завтра — день тишины. Послезавтра выборы. Про содержательную сторону выборов напишу отдельно, а сейчас про форму и внешние характеристики того, что за эти 28 дней 14 партий, принимающих участие в выборах, пытались сообщить 111,6 миллиона избирателей (109,7 живут внутри России, 1,9 — за ее границами).

О том, что нынешняя думская кампания — самая тихая и незаметная в новой истории России, не отмечал за эти дни только ленивый. Причины на поверхности: власть очень не хочет, чтобы на эти выборы кто-то пришел. В смысле, кто-то, кроме тех, кого власть пригонит строем. Понять обитателей Кремля можно: жить стало заметно хуже, а ощущение восторга от покражи Крыма уже не такое острое. Сказать людям по большому счету нечего. Отсюда и дата, и время дебатов, и в целом небольшое, в сравнении с предыдущими кампаниями, количество сюжетов на эту тему в государственных СМИ.

Партии, естественно, заинтересованы в мобилизации своего электората, поэтому вкладываются в продвижение. По сравнению с выборами 2011 года общий объем партийных денег, потраченных на телевизионную рекламу, несколько уменьшился: в 2016-м — 200,9 млн рублей, в 2011-м было потрачено 206,2 миллиона. Здесь и далее данные TNS MEDIA и Агентства ARENA(HAVAS). Лидируют в этой кампании по затратам на телевизионную рекламу  «Единая Россия» — 35,5 млн руб., ЛДПР — 33,4 млн и Партия роста – 22,6 миллиона. В 2011-м тройка лидеров выглядела так: ЛДПР — 77,1 млн руб., «Единая Россия» — 59,1 млн, «Справедливая Россия» — 46,5 миллиона.

Эти цифры, естественно, не являются реальным отражением присутствия партий в телевизоре, поскольку в ток-шоу, итоговых, информационно-аналитических и новостных программах представители четырех отрядов партии власти фигурируют постоянно, причем делают это совершенно бесплатно и задолго до начала агитационной кампании. Представители «Единой России» вообще практически не вылезают из телевизора круглый год.

Я бы не стал называть эту кампанию самой грязной в новейшей истории российского парламентаризма. Выборы 1999 года по уровню грязи вполне конкурентоспособны. Достаточно вспомнить тотальную войну Доренко против сустава Примакова в эфире Первого канала (тогда ОРТ) и локальные войны против «Яблока» (сюжеты «Гомосексуалисты за Явлинского» и т.д. в эфире государственного телеканала). Кстати, эти грязные войны оказались эффективны: и «Отечество — вся Россия» и «Яблоко» тогда получили намного меньше голосов, чем им предсказывали на старте кампании.

В кампании 2016 года грязи было, наверное, рекордное количество, но она была какой-то мелкой и не талантливой. Одним словом, нынешней грязи явно не хватало креатива. Наверное, больше всего так называемой федеральной грязи было вылито на ПАРНАС: как минимум пять чернушных фильмов и программ на федеральных телеканалах. По округам больше других обливали грязью «Яблоко» и КПРФ. В Тушинском одномандатном округе Москвы, где от «Яблока» идет Дмитрий Гудков, распространялась фальшивая газета «Совершенно секретно», на первой полосе которой размещен материал «Ху ю а, мистер Гудкофф?», где избирателям сообщили, что Тушинский округ стал тренировочным лагерем майдана, а также опубликован совершенно дикий антисемитский материал о руководителе избирательного штаба Гудкова Максиме Каце. Естественно, никакого отношения к реальной газете «Совершенно секретно» это изделие не имеет.

В целом таких «подметных газет» в эту кампанию было довольно много, но те из них, которые удалось посмотреть, были настолько бездарно и топорно сделаны, что вполне могут вызвать обратный эффект, повышая узнаваемость кандидата, ставшего объектом очернения, и вызвать желание в знак протеста проголосовать за жертву такой грубой провокации.

Крайне грязную кампанию ведет в Медведковском округе столицы лидер партии «Зеленые» Митволь против «яблочника» Бабушкина, не меньшие потоки грязи выливаются на Валерия Рашкина (КПРФ) который идет по Люблинскому округу и первым номером от КПРФ по Москве. Есть сведения о запредельно грязных кампаниях, которые ведутся против Рыжкова (от «Яблока») в Барнаульском округе и против Бароновой в Центральном округе столицы.

Есть гипотеза, что в условиях общей апатии и отстраненности населения от выборов партии должны вложить в агитационное послание только одну мысль, причем очень простую, поскольку, якобы, больше голова избирателя вмещать отказывается. Если эта гипотеза верна, то самый правильный подход к агитации продемонстрировала «Единая Россия» и ПАРНАС.

 «Единая Россия» не говорит своему избирателю ничего, кроме того, что она — партия Путина. Это доказывается тем, что Путин работает у них диктором, который озвучивает агитационные ролики. У ПАРНАСа самой выигрышной является простая мысль, что это партия «против Путина». Эту идею лучше всех проводит Вячеслав Мальцев, который обещает «посадить царя на кол» и дудит клаксоном на Игоря Коротченко, когда тот мешает ему говорить. Выступления Михаила Касьянова, кстати, неожиданно яркие и убедительные, тем не менее, не столь последовательно и прямолинейно проводят эту линию. Если гипотеза «одна мысль в одной голове» верна, то ПАРНАСу следовало бы проводить кампанию более однозначно, даже в ущерб содержательности. Однако ядро тех, для кого неважно как, главное, чтобы против Путина, эта агитация может побудить голосовать за ПАРНАС.

Самый лучший рекламный ролик, по общему мнению экспертов, был у «Яблока». Это видео про ручку «Новый яблочный девайс». Не случайно в первые же часы ролик набрал более миллиона просмотров. Самоирония плюс одна простая ясная идея, плюс призыв к действию: хочешь изменить будущее — ручку в руки и ставь «галку» против «Яблока». В результате получилась эталонная реклама в условиях данной кампании. Ролик «Без слов», где Явлинский один сидит на стуле и молча показывает листки с краткими яблочными тезисами, набрал в первые часы полмиллиона просмотров и вправе претендовать на второе место в конкурсе вирусной рекламы на этих выборах.

Вирусная реклама «Справедливой России» может служить примером освоения денег. Мультфильмы про «Дебаттлы» в стиле рэп, в которых мультяшный Миронов побеждает мультяшных Зюганова и Ж., сделаны настолько натужно, неостроумно и в целом топорно, что их просто физически тяжело досмотреть до конца.

Агитационная кампания КПРФ громоздка, монументальна и тяжеловесна, собственно, как и должен выглядеть обломок советской цивилизации. Газеты «Правда» с обилием красной краски, по нескольку штук в почтовый ящик, плюс попытки использовать Интернет и кубы, при полном непонимании, что это такое и как этим пользоваться. В итоге цель достигнута — обломкам советской цивилизации среди населения напомнили, что в бюллетене есть их партия. Придут все, как в советские времена. Партия Ж. в рекламе не нуждается, хотя ее много. Просто Ж., подобно МММ, и есть реклама в чистом, дистиллированном виде. Реклама без объекта рекламирования.

В целом четыре думские партии заинтересованы в том, чтобы никакой агитационной кампании не было, и они могли бы сохранить свои места в ГД. И этот интерес сквозит во всех их выступлениях. Попытки оппозиционных партий что-то сказать населению, которое в целом не настроено слушать и при этом еще и преодолевать сопротивление власти, создающей помехи для разговора с гражданами, в итоге приводят к тому, что сам разговор получается как сквозь вату — довольно экстремальное занятие. Результаты этих попыток увидим 19.09.2016.

 

Фото: Россия. Брянская область. 16 сентября 2016. В поселке Красный камень. Виктор Драчев/ТАСС













  • Андрей Колесников: Обыски в штабах являются частью более широкого курса, принятого властями, на ужесточение действий против оппозиции. Это и большие сроки... ни за что, и гражданские иски на огромные суммы.

  • regnum: По словам руководителя штаба Навального Леонида Волкова, обыски проходят более чем по 70 адресам в более чем 25 городах: в самих штабах, у их координаторов и родственников, а также волонтёров.
  • bor odin: ...Власть показывает свой страх. Мало того, власть продемонстрировала, какую громадную... региональную сеть сумел создать Алексей Навальный. Этим даже коммунисты похвастаться не могут.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Большой гибридный террор
13 СЕНТЯБРЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Активист штаба Навального в Пскове Андрей Егоров сообщил, что местный банк заблокировал вклад, принадлежавший его матери. По его словам, на счету лежало 100 тысяч рублей, но заблокировали эти деньги и еще повесили долг на сумму 75 млн рублей. Как объяснил активист, 100 тысяч — это были сбережения матери за всю жизнь. Погромы офисов и блокировки счетов активистов Алексея Навального идут по всей стране, не менее чем в 39 городах. Ищут миллиарды Навального, полученные «заведомо преступным путем». Бумагу на проведение погромов по всей стране разослал генерал-майор юстиции Рустам Габдуллин из СКР. Он же является руководителем следственной группы по «московскому делу» о «массовых беспорядках». Он же возглавлял в 2011 году «болотное дело».
Прямая речь
13 СЕНТЯБРЯ 2019
Андрей Колесников: Обыски в штабах являются частью более широкого курса, принятого властями, на ужесточение действий против оппозиции. Это и большие сроки... ни за что, и гражданские иски на огромные суммы.
В СМИ
13 СЕНТЯБРЯ 2019
regnum: По словам руководителя штаба Навального Леонида Волкова, обыски проходят более чем по 70 адресам в более чем 25 городах: в самих штабах, у их координаторов и родственников, а также волонтёров.
В блогах
13 СЕНТЯБРЯ 2019
bor odin: ...Власть показывает свой страх. Мало того, власть продемонстрировала, какую громадную... региональную сеть сумел создать Алексей Навальный. Этим даже коммунисты похвастаться не могут.
Пейзаж после битвы
9 СЕНТЯБРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Было бы, конечно, очевидным преувеличением сказать, что оппозиция выиграла выборы. Но точно их не выиграла власть. Пусть один из начальников «Единой России» рапортует, что его партия одержала победу на всех выборах в региональные собрания депутатов за исключением хабаровской краевой думы. Пусть путинские врио прошли на должности губернаторов в первом туре и прошлогодний позор Администрации президента, когда граждане выбрали не тех, кого им пытались подсунуть, не повторился. Эти «успехи» административной системы Путина перечеркиваются оглушительным провалом в Москве, где и власть, и оппозиция опробовали свои новые избирательные технологии.
Прямая речь
9 СЕНТЯБРЯ 2019
Дмитрий Орешкин: Наконец до прогрессивной общественности дошло, что выборы не являются инструментом формирования реальной власти... Зато они есть механизм коммуникации между властью и обществом.
В СМИ
9 СЕНТЯБРЯ 2019
"Коммерсант": Предварительные результаты позволяют предположить, что состав Мосгордумы может существенно обновиться, а фракция «Единой России» в ней — сократиться.
В блогах
9 СЕНТЯБРЯ 2019
Илья Азар: в Москве от наличия в МГД коммунистов и «яблочников» едва ли что-то поменяется, а вот за политзаключенных, всех, нужно продолжать бороться...
Репрессии набирают обороты, сопротивление притормозило
19 АВГУСТА 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В воскресенье 18 августа у главы муниципального Совета Красносельского округа Москвы Ильи Яшина закончился очередной срок административного ареста. Третий за последние три недели. В 13.00 Яшин должен был покинуть здание спецприемника и, окруженный заботой родных и сторонников, отправиться домой. Илья Яшин действительно в указанные сроки из спецприемника уехал. Правда, не домой и не в том окружении, на которое рассчитывал. Едва глотнув воздуха свободы, он прямо во дворе пенитенциарного учреждения был задержан нарядом 2-го оперативно полка, усажен в автозак и отправлен в полицейский отдел подмосковного города Троицка, который теперь внутри Большой Москвы.
Прямая речь
19 АВГУСТА 2019
Аббас Галямов: Успех этого проекта во многом зависит от того, насколько консолидированной будет позиция лидеров оппозиции по этому вопросу. ...«яблочники» уже выступили против «умного голосования».