Церковь и государство
15 декабря 2018 г.
Бога нет? Бог есть? Дополнительная экспертиза покажет

Виктор Краснов из Ставрополя попал под суд за высказывание «Бога нет», написанное в ходе дискуссии в сети «ВКонтакте».

Пытаюсь вспомнить: а в атеистическом Советском Союзе могли ли засудить за фразу «Бог есть»? Создать неприятности могли: отчислить из вуза, выгнать с престижной работы. Но чтобы за исповедание веры под суд попасть, нужно было, по крайней мере, воскресную школу открыть или в подпольной типографии Евангелие отпечатать. За такую деятельность сидели в те времена баптисты, адвентисты, пятидесятники да и священников в списках политзаключенных было немало. Но чтобы за подобное высказывание в дискуссии посадили верующего по доносу атеиста — такого вспомнить не могу.

Можно ли сказать, что нынешние «инквизиционные» репрессии более жесткие, чем былые атеистические?

Не думаю. Просто сегодня у нас больше хаоса, неразберихи и абсурда в нашем правовом, так сказать, поле. Подумаем: если в детском саду ребенку усиленно внушали, что Бога нет, а к 35-летнему возрасту, никуда не уезжая, он оказался в стране, где за фразу «Бога нет» могут посадить — что можно сказать о психическом здоровье такого общества? Об адекватности его правовой системы?

Даже судья в Ставрополе понял наконец, что тут что-то не так, и приостановил дело «для проведения дополнительной экспертизы». Однако же не закрыл «за отсутствием состава преступления», и Краснов по-прежнему под судом. Кроме всех судебно-следственных перипетий ему пришлось уже пережить целый месяц психбольницы, где, впрочем, его признали вменяемым.

Весть о приостановке этого абсурдного процесса порадовала нас еще и тем, что накануне вечером мы провели христианский пикет в защиту преследуемых «за оскорбление чувств верующих». На одном из плакатов как раз содержалось требование прекратить суд над Виктором Красновым. Возможно, это и случайное совпадение, что суд приостановили на следующий день, но, как заметили активисты, обмениваясь репликами в сети, ничего случайного не бывает.



Меньше повезло Максиму Кормелицкому, блогеру из Новосибирской области, которого приговорили к 1 году и 3 месяцам колонии за репост картинки в сети «ВКонтакте» с экспрессивной критикой крещенских купаний в проруби.

«Мои чувства оскорбил не Кормелицкий, а те, кто написал на него донос», «Чувства верующих оскорблены решением суда», «Свободу Максиму Кормелицкому!» — гласили плакаты на пикете.

Эта гражданская акция верующих людей прошла в Лермонтовском сквере, почти безлюдном, хорошо видном лишь проезжающим по Садовому кольцу машинам. Другие, более заметные места Москвы префектура Центрального округа согласовывать для такого пикета категорически отказалась.

Надписи на плакатах, принесенных на пикет христианами разных конфессий, были адресованы и власти, которая в нарушение конституционных норм использует «чувства верующих» для политических репрессий, и так называемым православным активистам, действия которых с христианским миропониманием несовместимы.



Максим Кормелицкий был осужден после того, как Юрий Задоя и Василий Веселов, «православные активисты» из Новосибирска, написали заявление в следственные органы. Такое заявление на идеологического оппонента называется доносом, подобные действия давно уже заклеймены общепринятыми нормами морали как низость и подлость.

«Из всех апостолов доносил только Иуда» — такой плакат держала на пикете Дарья Масленникова, духовная дочь Александра Меня.

«Христос ни на кого не доносил, а сам был предан на смерть. Он говорил: ‘’Прощайте, и прощены будете’’» — написала на плакате Мария Рябикова, духовная дочь Глеба Якунина.

«Духовные скрепы» доносчиков — это не заповеди Христа, а злые страсти» — гласил второй ее плакат.

«У слепой веры злые глаза» — плакат с цитатой из Ежи Леца держали поочередно историк Ирина Карацуба и культуролог Елена Волкова.



И конечно же, не сговариваясь, участники пикета принесли плакаты с цитатами из Евангелия: «Не судите, да не судимы будете», «Прощайте, и прощены будете», «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас», «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд».

Этих цитат достаточно для того, чтобы понять, что христианство проповедует милосердие и любовь, а люди, инициирующие репрессии и гонения, не могут называться христианами. Впрочем, не удивлюсь, если окажется, что многие из них просто не знают о том, что православие — это христианская конфессия. Правильнее было бы таких людей называть не «православными активистами», а разрушителями церкви.



«Христианская вера не нуждается в такой защите. Христос призывал к любви, а вовсе не к тому, чтобы во имя Его сажали людей в тюрьму. Это просто безумие, это — фашизм, и такое решение суда — это прямое оскорбление чувств настоящих христиан», — сказал на пикете корреспондентам правозащитник Сергей Шаров-Делоне, комментируя приговор Максиму Кормелицкому.

Справедливости ради следует заметить, агрессия и идеологическая ненависть «православных активистов», унаследовавшая дух тоталитарных идеологий, не является инициативой Московской патриархии, которая подвергается критике не только «слева», но и «справа» — от священников, которые осуждают патриархию за экуменизм, патриарха — за встречу с папой Римским. Однако патриархия долгие годы держала своим рупором проповедника агрессии Всеволода Чаплина, отвратившего множество людей от православия. Она почти никак не реагирует на действия погромщиков и скандалистов типа Энтео, а уж практику доносов не осуждает вовсе. На днях Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства высказалась за применение побоев в воспитании детей, что якобы является «традиционными семейными и нравственными ценностями». Чем больше укрепляет свои позиции во власти верхушка иерархии РПЦ, тем больше усиливаются гонения на христиан внутри церкви: искренне и деятельно проповедующих священников лишают приходов, без причины переводят с места на место, запрещают в служении.

В этих условиях христианам следует активнее высказываться против всего этого фарисейства, выступать против агрессии и фанатизма, противостоять псевдоправославию. В особенности же следует выступать против инквизицонных замашек судебной власти, против уголовного преследования граждан «за оскорбление чувств верующих».


Фотографии автора. Полностью фоторепортаж можно посмотреть здесь:
https://fotki.yandex.ru/users/elenasan59/album/228806/


ПОМОГИ ЕЖУ!
Если вы приняли решение поддержать «Ежедневный журнал»,
вы можете сделать перечисление с назначением платежа 

«ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ «ЕЖЕДНЕВНОГО ЖУРНАЛА»















  • Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.

  • РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка

  • Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковно-славянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018 // ИННА БУЛКИНА
Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.