Церковь и государство
14 декабря 2017 г.
Игры эпохи постмодерна

ТАСС

Российское государство планомерно загоняет религию в резервацию. Путинский секуляризм оглядывается на практику СССР, где религиозная жизнь строго регламентировалась и фактически сводилась к «отправлению культа». «Закон Яровой», который предусматривает введение в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» главы «Миссионерская деятельность», еще один шажок в эту сторону.

О недостатках законопроекта писалось достаточно. Но вот что интересно: поправки еще не вступили в силу, президент еще не утвердил документ, а руководители социальных учреждений спешат перестраховаться и отказываются от прежних договоренностей с верующими, даже вполне себе православными.

Не буду приводить конкретные факты, чтобы не навредить. Но уже первые звоночки прозвучали. В некоторых домах престарелых и в детских приютах под благовидными предлогами были отменены встречи-концерты и лекции. Вероятно, что доступ потенциальным миссионерам в такие места вскоре будет перекрыт наглухо.

Протестанты некоторых деноминаций и представители новых религиозных движений подвергли закон обструкции. «Традиционные религии» высказывались осторожнее, и осторожнее всех, как всегда, православные.

На первый взгляд «закон Яровой» в религиозной его части направлен против религиозных пришельцев с Запада. Он ставит жесткие ограничения «Свидетелям Иеговы» и всем тем, кто любит раздавать бесплатно брошюрки на тему потустороннего и приставать к прохожим с вопросом «Есть ли Бог?». Большинству населения подобные запреты в кассу.

И они совсем не задумываются о том, что в обществе снова начинают ущемляться конституционные права верующих граждан.

В Русской православной церкви «миссионерские» документы, безусловно, сыграют на руку фундаменталистам. Если быть более точным, то контрмиссионерам — самому идеологизированному, самому реакционному слою церковного общества. Усилиями Александра Дворкина и иже с ним во всех епархиях давно уже появились антисектантские центры, в задачу которых входит борьба с духовными конкурентами, вывод людей из новых религиозных объединений. Порой эта борьба завязана на полицейский участок и административный ресурс.

Возможно, Яровая непосредственно с контрмиссионерами не контачила. Но их идеи не пропали втуне.

Проблемы религиозного экстремизма, особенно радикального ислама, стоят сегодня достаточно остро. Однако при их рассмотрении у государственных мужей подчас возникает соблазн зайти в сугубо богословские области и установить там государственные правила игры, что может привести к еще большей путанице.

То, что дама-депутат, не проконсультировавшись даже с профильным комитетом Госдумы, бросилась определять, что такое миссионерство, говорит об особенностях путинского секуляризма. Маятник сменил направление, постсоветский атеизм начинает заявлять о себе в сфере законодательства.

Будем честными: атеизм глубоко проник в подкорку нашего общества. И теперь он отнимает символический капитал у религии. Достаточно посмотреть на хамские высказывания доверенного лица ВВП на прошедших президентских выборах Александра Невзорова, чтобы все стало понятно.

В качестве контраргумента можно привести случай Максима Кормелицкого, получившего реальный срок за перепост картинки с резкой критикой крещенских купаний. «Какое наступление атеизма, наоборот, одно мракобесие!» — воскликнет заинтересованный читатель. И будет неправ.

Да, законодатель «огораживает» господствующее вероисповедание, штампует страннолепные законы об «оскорблении чувств верующих» етс. Но эта «забота» на самом деле направлена против веры. Она загоняет Церковь в золотую клетку. И на фоне этого золота эпатажные фигуры речи и поведение того же о. Дмитрия Смирнова звучат как реплики из далеких, веселых 1990-х. Религиозный подъем остался там.

Интересно, а что скажет почтенный протоиерей, когда его прихожане после воскресной службы сядут на травку в парке, чтобы перекусить, и по обычаю, прочтут молитву перед едой. И подъедет наряд полиции после звонка случайного прохожего и отведет молящихся куда надо. Неужели промолчит?

«Традиционные» думают, что «закон Яровой» их не затронет. Но это не так.

Сегодня идеи веротерпимости во всех аспектах вновь испытываются на прочность. Проблема религиозной свободы оказалась связанной не только с правом, с демократией западного образца и российской управляемой демократией, но и с вопросами путинской секуляризации. Государство начинает трансформировать традиционные религии под свои нужды, стимулировать одни формы (например, церковно-общественные действа) и гасить другие (миссию). И эти изменения, если коротко, сводятся к тому, что из религии убирается вера и оставляется религиозно-культурный код. Поэтому так важен ритуал, и горе тому, кто на него покусится (см. дело Кормелицкого).

Религия как вера и религия как набор мифологем и ритуального поведения вновь вступают в сложное взаимодействие. В эпоху постмодерна все это немножко напоминает игру. Но эта игра касается реальной жизни миллионов людей. Тем более что за ней стоят интересы государства.


Фото: Россия. Москва. 21 июня 2016. Председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и вице-спикер Госдумы РФ Сергей Железняк в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе. Станислав Красильников/ТАСС


ПОМОГИ ЕЖУ!
Если вы приняли решение поддержать «Ежедневный журнал»,
вы можете сделать перечисление с назначением платежа 

«ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ «ЕЖЕДНЕВНОГО ЖУРНАЛА»















  • Светлана Солодовник: Никаких ресурсов у Церкви для этого нет. Существует учебник, но кто будет его преподавать – непонятно. Психологи? 

  • Дождь: Учить школьников «семьеведению» в марте 2016 года предложил предшественник Кузнецовой на посту детского омбудсмена Павел Астахов, который ушел в отставку в сентябре того же года.

  • Mariya Makarova: Просто клокочущая ярость. Это огромный, огромный стыд. Что вы делаете, гребаные троечники, с моей страной?!

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Монахи научат детей семейной жизни
13 ДЕКАБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Анна Кузнецова, уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ, 12.12.2017 сообщила радостную весть: в российских школах в ближайшее время станут преподавать нравственные основы семейной жизни, курс «Семьеведение». Идею уже одобрило Министерство образования и науки РФ. Есть уже и учебник, написанный священником Дмитрием Моисеевым и монахиней Ниной (Крыгиной), игуменьей Среднеуральского монастыря во имя иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов». Уточнение: на всех сайтах игуменья этого монастыря обозначена как «Варвара». Этот же творческий псевдоним указан и в ее биографии. В выходных данных учебника написано почему-то Н. Крыгина. 
Прямая речь
13 ДЕКАБРЯ 2017
Светлана Солодовник: Никаких ресурсов у Церкви для этого нет. Существует учебник, но кто будет его преподавать – непонятно. Психологи? 
В СМИ
13 ДЕКАБРЯ 2017
Дождь: Учить школьников «семьеведению» в марте 2016 года предложил предшественник Кузнецовой на посту детского омбудсмена Павел Астахов, который ушел в отставку в сентябре того же года.
В блогах
13 ДЕКАБРЯ 2017
Mariya Makarova: Просто клокочущая ярость. Это огромный, огромный стыд. Что вы делаете, гребаные троечники, с моей страной?!
Ритуальное убийство в Екатеринбурге?
28 НОЯБРЯ 2017 // НИКИТА КРИВОШЕИН
Прав епископ Тихон Шевкунов, определяя цареубийство-детоубийство, совершённое в 1918 году Яковым Юровским и его сообщниками по ОПГ с кодовым названием РСДРП /б/ как похожее на «ритуальное». Не исключаю, однако, что поспешность и невдумчивость при восприятии этого тезиса, а также прочно вошедшие в память ассоциации наведут некоторых на мысль о приносимых в жертву «а-ля Исаак», мифе «о кровавом навете». Миф этот укоренился давным-давно в Средней Европе, да и в России насаждался Союзом русского народа и Союзом Михаила Архангела. Царский суд (а это вам не ОСО), в обстановке бытующего тогда черносотенства, вынес в 1913 году оправдательный приговор Бейлису по сфабрикованному против него делу по обвинению в ритуальном убийстве подростка Андрея Ющинского.
Мракобесие на марше
28 НОЯБРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Увы, чудес не бывает. А если таковые и случаются, то только в худшую сторону. Еще недавно среди немногих положительных свойств российской власти можно было отметить отсутствие антисемитизма. Но увлеченность Кремля теориями заговоров, уверенность, что западные спецслужбы желают свергнуть Владимира Путина с помощью «цветной революции», неизбежно вели к выявлению зловредной нации. Той, на которую можно списать все российские беды, включая дурные дороги, отсутствие канализации в отдельных населенных пунктах, ну и, само собой разумеется, отсутствие воды в кранах. А также убийство православного государя.
Прямая речь
28 НОЯБРЯ 2017
Александр Верховский: Иерархам церкви такое говорить не пристало. Эта тема была отнесена в область внутрицерковной оппозиции... И то, что её опять вытащили на официальный уровень, — очень плохо.
В СМИ
28 НОЯБРЯ 2017
МК: Проведение «ритуальной» экспертизы, предупредила следователь, станет возможным лишь после получения результатов историко-архивного исследования, конца которому пока что не видно.
В блогах
28 НОЯБРЯ 2017
marss2: СК проверит, было ли убийство Иваном Грозным своего сына непреднамеренным. СК проверит, не была ли смерть Тутанхамона заказным убийством.
Церковь о революции. Исследование медиадискурса
27 ИЮЛЯ 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Оценка революции 1917 года как трагедии превалирует в церковном сообществе, однако серьезного разговора на тему, почему эта трагедия произошла, каковы уроки случившегося, не ведется — к таким выводам пришли авторы медиаисследования Аналитического центра S-t-o-l.com Алина Гарбузняк и Ольга Солодовникова, презентация которого состоялась 26 июля в Meeting Point на Охотном ряду. Для исследования были выбраны такие православные СМИ, как телеканал «Спас» (программа «Консервативный клуб»), радио «Вера», Журнал Московской патриархии и журнал «Фома», интернет-ресурсы pravmir.ru, pravoslavie.ru, radonezh.ru, православные сегменты светских СМИ: «Слово пастыря» на Первом канале, статьи в «Российской газете» и «НГ-религии» (всего 148 текстов).