Заседание парткома

ТАСС

Всеправославный собор, завершившийся в прошедшее воскресенье на Крите, чем-то напомнил заседание политбюро ЦК КПСС во времена застоя. Вроде обсудили важные вопросы, приняли директивные документы, получили всеобщее «одобрямс». А на практике-то пшик — и обсуждения толком не было, и документы не самые актуальные, и «одобрямс» под вопросом.

Конечно, немного жаль, что Русская православная церковь вместе с Грузинской, Болгарской и Антиохийской проигнорировала представительное собрание. Как-никак, а 10 их 14 церквей приехали, Чистый же переулок встал в позу, решил подыгрывать отечественным фундаменталистам, уже окрестившим собор «волчьим». Можно было и мудрее себя повести, продемонстрировав заодно другим конфессиям свое единство. Православные фундаменталисты все равно надолго не успокоятся, лобзания патриарха Кирилла с папой Франциском они не забыли.

Но, с другой стороны, ничего страшного не произошло. Не поехали — и не поехали. Пути церковной демократии после собора не стали прямее. Есть православная вертикаль с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Есть и еще одна — с Константинопольским патриархом Варфоломеем. Им, первоиерархам, все вертикали строить. Любят они это дело.

Константиновская эпоха, с которой началось самое тесное «симфоническое» сотрудничество Церкви и государства, закончилась. Но находящиеся у руля мирового православия греки, наследники Византии, думают иначе и хотят рулить в православном мире дальше. Отсюда многие интриги недавней встречи на Крите.

Бьются потомки великой Византии со славянами за влияние внутри церковной ограды. И не понимают того, что православный глобализм, завернутый в упаковку универсальной экклезиологии, себя изжил. Соборность сегодня по-настоящему может быть реализована на уровне общины, прихода, локальной религиозной единицы. А в глобальных структурах, где командует церковная бюрократия, соборность под большим вопросом. Поскольку без полноценного участия мирян масштабные православные тусовки превращаются в пшик, в политическую игру. А реальные вопросы церковной жизни отходят на второй план, улетучиваются.

Вот и к критской встрече церковная бюрократия готовилась без малого пятьдесят лет. И показала свое бессилие, выведя за скобки обсуждения такие важные для всех верующих темы, как календарный вопрос, унификация канонического права, проблема границ Церкви (которая напрямую связана с экуменизмом).

Конечно, на Крите обсуждали интересные проблемы (о миссии, о браке, о посте, о православной диаспоре и церковной автономии). Но все-таки не такие важные. И приняты документы были в весьма обтекаемых формулировках. При этом их принятие происходило в атмосфере строгой секретности. Журналистов не пускали на заседания. Возможность для встреч и бесед представителей СМИ с предстоятелями церквей не предусматривалась. Официальная информация предоставлялась дозированно. Онлайн трансляции часто прерывались. Можно подумать, что на повестке дня соборян стояла программа вооружения всего православного населения или что-то вроде этого. Даже некоторые греческие информационные агентства покинули встречу, мотивируя это тем, что условия работы совершенно неприемлемы.

Определенной интригой собора стал украинский вопрос. Накануне встречи Верховная рада Украины обратилась к председателю собора с просьбой рассмотреть вопрос о полноценной самостоятельности (автокефалии) Украинской церкви. На критском совещании проблема эта не была поставлена, но обсуждалось в кулуарах.

Можно сказать, что процесс идет. И открытое вмешательство стамбульского Вселенского патриарха в украинские дела неизбежно. Другое дело, понравится ли самим украинцам это вмешательство, когда дело дойдет до реальных кадровых назначений. Вон в Париже греки так порадели о судьбе русской архиепископии, доставшейся им в наследство от русской эмиграции, что уничтожили многие ее права. Действовали примерно так, как Москва в Сурожской епархии. Один авторитаризм другого стоит.

В долгосрочной перспективе появление еще одной независимой славянской церкви на руку русскому православию. Не будут же вечно Украина и Россия в плохих отношениях. Когда-то все изменится. Поэтому важно, чтобы Москва не осталась в стороне от процесса. Тогда можно будет договориться и о судьбе тех приходов, которые решат остаться в Московском патриархате. По-хорошему договориться.

На греческом острове мировое православие продемонстрировало свою неспособность действовать сообща. «Духовные скрепы» не работают не только в России, но и в мире. Но патриарха Варфоломея, похоже, это мало волнует. Ему нравится сидеть во главе стола. Поэтому он хочет превратить собор в серию встреч, организуемых под его омофором.

Такое бесконечное заседание парткома с несменяемым парторгом. И с обязательной телевизионной картинкой по CNN.


Фото: Греция. Ханья. 16 июня 2016 года. Глава Константинопольской православной церкви Вселенский патриарх Варфоломей I (в центре) во время прибытия на Крит для участия во Всеправославном соборе. Sean Hawkey/AP/ТАСС


ПОМОГИ ЕЖУ!
Если вы приняли решение поддержать «Ежедневный журнал»,
вы можете сделать перечисление с назначением платежа 

«ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ «ЕЖЕДНЕВНОГО ЖУРНАЛА»
















  • Зоя Светова: Само дело Соколовского... было выращено искусственно... Александр Верховский: Совершенно лишнее дело, которое только увеличивает поляризацию в обществе без всякого политического смысла.

  • АиФ: Екатеринбургский суд 11 мая огласит приговор «ловцу покемонов», блогеру Руслану Соколовскому... Гособвинение запросило для блогера 3,5 года лишения свободы... в колонии общего режима.

  • Dima Moskvin: 11 мая в Екатеринбурге станет датой символической. Завтра град и мир узнает приговор Соколовскому - он уже обречен остаться в учебниках об истории позднепутинской России как "ловец покемонов".

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Итоги недели. Приговор по делу покемонов в храме вынесла атеистка
12 МАЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Существуют истины, которые, несмотря на всю их очевидность и тривиальность, приходится проговаривать из раза в раз. Политический заключенный – это не тот человек, который пострадал из-за собственных политических взглядов. Политический заключенный может вообще не иметь никаких взглядов. Политический заключенный – это тот, кто репрессирован по политическим мотивам. И в этом контексте суд в Екатеринбурге, за которым всю минувшую неделю мы столь пристально следили, классический политический процесс, к счастью закончившийся условным наказанием. В минувший четверг один из районных судов Екатеринбурга вынес обвинительный приговор популярному местному видеоблогеру Руслану Соколовскому.
«Я всего лишь матерился»: дело Соколовского
11 МАЯ 2017 // ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО
Чем ни закончится процесс по делу Руслана Соколовского (приговор вынесут 11 мая в одном из райсудов Екатеринбурга), результатом станет очередное скатывание российского общества в бездну помрачения. 28 апреля прокурор потребовал дать подсудимому 3,5 года лагеря общего режима. Статьи УК (148 и 282), по которым судят 23-летнего блогера, отличаются резиновыми формулировками. Между тем поражает убожество полемики, разгоревшейся вокруг случая Соколовского. «Уголовное дело как расплата за слова в видеороликах — варварство», — возмущается свидетель защиты, политзаключенная советской эпохи Елена Санникова.
Прямая речь
11 МАЯ 2017
Зоя Светова: Само дело Соколовского... было выращено искусственно... Александр Верховский: Совершенно лишнее дело, которое только увеличивает поляризацию в обществе без всякого политического смысла.
В СМИ
11 МАЯ 2017
АиФ: Екатеринбургский суд 11 мая огласит приговор «ловцу покемонов», блогеру Руслану Соколовскому... Гособвинение запросило для блогера 3,5 года лишения свободы... в колонии общего режима.
В блогах
11 МАЯ 2017
Dima Moskvin: 11 мая в Екатеринбурге станет датой символической. Завтра град и мир узнает приговор Соколовскому - он уже обречен остаться в учебниках об истории позднепутинской России как "ловец покемонов".
За что гонят Свидетелей Иеговы
24 АПРЕЛЯ 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
20 апреля Верховный суд запретил в России деятельность религиозной организации Свидетелей Иеговы как экстремистской. Постановил ликвидировать Управленческий центр и 395 местных организаций. Отныне, если решение не будет оспорено и отменено, Свидетели Иеговы не имеют права рассказывать о своей вере другим людям, издавать и распространять религиозную литературу, даже собираться для молитвы не имеют права — только тихо молиться каждый в своем уголочке, если уж им так хочется. Имущество у организации отберут и передадут государству.
В дом пришли убийцы
30 МАРТА 2017 // БОРИС КОЛЫМАГИН
В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги Павла Проценко «К незакатному Свету. Анатолий Жураковский: пастырь, поэт, мученик, 1887-1937», в которой приняли участие автор монографии и литературовед Мариэтта Чудакова. Анатолий Жураковский — знаковая фигура религиозной жизни Киева двадцатых годов прошлого века. Он принадлежал к поколению, призванному преобразовать «энергии высших сфер духа» и тем самым ответить на революционные вызовы времени. Вместе со своими единомышленниками он помогал бедным и заключенным, занимался просвещением народа и работой с молодежью.
Религиозная политика меняется в более жесткую сторону. Центр «СОВА» представил доклад о проблемах реализации свободы совести в 2016 году
29 МАРТА 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
28 марта в Славянском правовом центре состоялась презентация ежегодного доклада Информационно-аналитического центра «СОВА» «Проблемы реализации свободы совести в России в 2016 году», основанного на данных ежедневного мониторинга российских новостей. В презентации приняли участие автор доклада, социолог религии и эксперт Центра «Сова» Ольга Сибирева, директор Центра и член Совета при президенте по развитию гражданского общества Александр Верховский, адвокат Константин Андреев, а также юристы, правозащитники, журналисты и религиоведы, в том числе студенты Учебно-научного центра изучения религий РГГУ.
Открытое письмо жителей блокадного Ленинграда
28 МАРТА 2017 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Мы, жители блокадного Ленинграда, хотим высказать наше мнение по поводу передачи Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Считаем такое решение скоропалительным и неоправданным, поскольку все последние годы под куполом собора благополучно сосуществовали музей и церковь. Проведенные за минувший год 640 богослужений дают основание утверждать, что Исаакиевский собор являет собой прекрасный пример сотрудничества музейного и церковного сообществ. Кроме того, не стоит забывать, что в тяжелейшие блокадные дни именно в подвалах Исаакия были размещены эвакуированные из пригородных музеев бесценные экспонаты Петродворца, Пушкина, Павловска, Гатчины. Здесь же нашли приют и сотрудники этих музеев. Это наша общая история, которую мы как блокадники считаем недопустимым забывать при принятии судьбоносных решений.
500 лет Реформации
27 МАРТА 2017 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Лютеране, а вместе с ними и другие протестантские деноминации, празднуют 500-летие Реформации. 22 марта в «Президент-отеле» столицы состоялась встреча, давшая старт юбилейному марафону. В течение года во многих российских регионах пройдут конференции, презентации книг, экуменические богослужения, связанные с круглой датой. Надо заметить, что лютеранство в России является традиционной конфессией. Первая кирха в Москве появилась в 1576 году, спустя несколько десятилетий после религиозной революции. До октябрьского переворота лютеранство было вторым по числу последователей вероисповеданием в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой церкви являлся сам император.