Медиафрения
24 марта 2017 г.
Медиафрения. Альтернатива миру

ТАСС

У них была Вторая мировая – у нас Великая Отечественная. Они 8 мая отметили День Скорби, Памяти и Примирения – мы 9 мая праздновали День Победы. У них главным лозунгом было «Никогда больше!» – у нас некоторые несли плакаты «Можем повторить!», и этот лозунг не вызывал массового протеста. Путин в своей речи ничего не сказал о главных союзниках нашей страны: США и Великобритании, зато нашел место для угрожающих интонаций в адрес тех, с кем 71 год назад вместе освободили планету от фашизма.

Главное произведение русской литературы называется «Война и мир». Война противостоит миру и как отсутствию войны, и как мирозданию, в том смысле, что разрушает его. Путинская Россия все больше становится альтернативой миру. И главным инструментом, рычагом, с помощью которого режим пытается сдвинуть страну в эту сторону, становится религия Победы. Она насаждается 365 дней в году, но главная интоксикация была произведена в минувшую неделю.

Религия Победы не имеет никакого отношения к реальному историческому событию, а уж тем более к судьбам реальных людей и к памяти о погибших. Это злобный некрофильский культ, служителями которого за последние годы стали все без исключения представители публичной сферы.

Среди них есть те, кто просто рвется в авторы нового священного писания. Александр Проханов 9.05.2016 опубликовал в «Известиях» текст под названием «Псалом Победы». Там дано объяснение тому, зачем мы все, русские люди, существуем на этом свете: «Священная война и Победа окончательно определили миссию русских людей. Миссия русского народа – непрерывно нести огромные жертвы, принимая на себя удары мирового зла и мировой тьмы». То есть ёрнический лозунг «Можем повторить!» у Проханова становится религиозной догмой и меняет модальность: из возможности переходит в мессианское требование. Мы не просто «можем повторить», но повторение страшной войны это и есть наше всё, смысл и суть нашего народа.

Для того чтобы быть альтернативой миру, надо создавать альтернативы во всех сферах общественной жизни. Чем, собственно, и были заняты на минувшей неделе российские медиа.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Именно так, в качестве основателей «альтернативного вида журналистики» презентовал ведущий передачи на телеканале НТВ «Пранк-шоу «Звонок» Михаил Генделев своих коллег телефонных хулиганов Лексуса и Вована. Эти живые классики альтернативной журналистики при этом сидели, вальяжно развалившись в креслах, и со снисходительными усмешками принимали восторженные аплодисменты публики.

7.05.2016 вышел второй выпуск этого шедевра НТВшной мысли. Первый выпуск, который был 30.04.2016, уже произвел заметные изменения в жизни страны. В этом и состоит отличие альтернативной журналистики от традиционной: она вмешивается в жизнь непосредственно, прямо тычет палкой в самую сердцевину и наблюдает, как эта самая жизнь корчится. Так вот, главной жертвой телефонных провокаций предыдущего выпуска «Звонка» был мэр Омска, Вячеслав Двораковский. Ведущие страшно радовались тому, что в 2013 году Путин назвал этого мэра «поросенком», звонили ему от имени какого-то начальника и веселились от того, что мэр Омска под козырек принимал все указания Вована. И вот теперь этот самый мэр Омска заявил, что после таких шуток он вообще не будет общаться с Москвой по телефону. На что Вован с Лексусом радостно закричали, что они могут звонить и не по московским телефонам.



Можно предположить, что реакцией на эти жизнерадостные шутки НТВшных альтернативных журналистов будет существенное изменение стиля работы государственного менеджмента страны. К классике жанра: «Это не телефонный разговор!», добавится полный отказ от всех видов деловой коммуникации, кроме непосредственной, когда можно потрогать собеседника руками и убедиться, что он тот, за кого себя выдает, а не какая-то мерзость типа Вована или Лексуса.

Качество государственного управления в России ниже плинтуса. Но мы же всегда имеем ресурсы для того, чтобы сделать жизнь еще хуже. НТВ, взяв в союзники альтернативных журналистов Лексуса и Вована, эффективно работает в этом направлении. Кроме понижения уровня и без того отвратной работы чиновников, альтернативные журналисты совершают еще одну социальную диверсию: они своими провокациями, поставленными на поток и возведенными в статус государственной политики, полностью обрушают и без того низкий уровень доверия в обществе.

Изрядно нагадив в первой передаче внутри своего отечества, во втором выпуске альтернативные переместились за рубеж и принялись устраивать провокации ближним соседям. Но при этом сохранялась верноподданническая суть телефонных подлецов: провокации устраивались исключительно против тех, кто так или иначе был обозначен как враг отечества, внутренний, как в первой передаче, или внешний, как во второй.

Первый звонок был депутату Сейма Латвии Янису Домбраве от «Дмитрия Яроша», которым прикинулся хитрый Вован. Псевдо-Ярош предложил депутату Домбраве провести совместное шествие националистов. Тот согласился и сказал, что они готовы объединиться с украинскими патриотами. «Слава Латвии!», – попрощался мнимый Ярош. «Слава Украине!», – честно ответил настоящий Домбрава.

В студии по поводу этого звонка случилось настоящее ликование. Как будто участники этого шоу в эфире совершили подвиг, сопоставимый с взятием Берлина. Ведущий Генделев поздравлял Вована и Лексуса, а те принимали поздравления с видом героев, утомленных подвигами и славой. Провокацию с удовольствием комментировали политологи Игорь Коротченко и Сергей Марков, цирковой артист Аскольд Запашный, а также патриотический мотоциклист Хирург.

Коротченко уличил представителя парламента Латвии в том, что тот общался с Ярошем, которого он, Коротченко, считает лидером украинских террористов. Марков раскрыл, что, оказывается, это давняя мечта врагов России: создать балтийско-черноморский союз и отрезать Россию от морей. Но глубже всех копнул патриотический мотоциклист Хирург, который объяснил, что враги России мечтают лишить ее главного: православия и Победы. И вот если им это позволить, то Россия превратится в территорию. Но по мужественному виду Хирурга было видно, что вот этого он врагам России и не позволит.

Потом Лексус, прикинувшись украинским министром юстиции Павлом Петренко, позвонил Руте Паздере, которая возглавляет латвийскую комиссию по подсчету ущерба от действий СССР. Смысл своего звонка лже-Петренко толком не мог сформулировать, но для программы было важно не содержание этого разговора, а те комментарии, которые потом сделали эксперты. Главный вывод, к которому пришел эксперт Коротченко, что в Латвии ужасная русофобия, режим апартеида и русские полностью лишены всяких прав, особенно избирательных. Правда, в этой же передаче, минутой назад показали русского Нила Ушакова, которого прибалтийские фашисты в припадке апартеида 10 лет назад избрали депутатом своего парламента, а в 2009 году избрали мэром Риги и с тех пор уже 7 лет мучают этого православного человека, удерживая его на этом посту.

Передача «Звонок» в силу своей специфической альтернативной эстетики требует особого подбора экспертов. Не каждый завсегдатай ток-шоу подойдет. Вот Марков и Коротченко вписываются. Но лучше других подходит, конечно, Хирург. Чего стоит его фраза, сказанная по поводу скандала во время рейда байкеров в Германию. «Нас опасаются! — гордо заявил Хирург. — С врагом нельзя дискутировать. Врагу надо выбивать зубы!» При этих словах ведущий и все эксперты с видимым трудом удержались от аплодисментов.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ САТИРА

В прошлой «Медиафрении» я рассказал еще об одной новинке канала НТВ: о сатирической передаче «Салтыков-Щедрин шоу» с участием Николая Фоменко, Алексея Кортнева, Дмитрия Колчева, Сергея Нетиевского и Екатерины Скулкиной. Я полагал, и после выхода второго выпуска продолжаю так думать, что все эти несомненно неглупые и обладающие чувством юмора люди поставили себя в неловкое положение, создав программу, в которой объекты шуток строго совпадают с указующим перстом начальства. В частности, вся первая программа была построена на вышучивании тех плохих начальников, негодность которых была обнаружена в ходе Прямой линии президента и в отношении которых Путин уже высказался негативно. Одним из героев стал, например, пресловутый мэр Омска «поросенок» Двораковский.

Через день эту «Медиафрению» опубликовал «Каспаров.Ру» (спасибо, кстати за эту поддержку, отличный пример того, как два незаконно заблокированных медиа — «ЕЖ» и «Каспаров.Ру» — держатся плечо к плечу), а еще день спустя на «Каспаров.Ру» был опубликован комментарий Алины Плитман под названием «Шоу-чертишоу или (анти-) реклама» в котором автор оценивает «Салтыков-Щедрин шоу» как позитивное явление. «Что-то сдвинулось с мертвой точки, — пишет Алина Плитман. — Да, это не квинтэссенция интеллектуального юмора, но ведь и целевая группа шоу – аудитория канала НТВ». С точки зрения Алины Плитман, тут главное правильно определить жанр. Да, это не сатира, догадывается Алина Плитман, — это стёб. А если стёб, тогда все ок.

«И пусть «поросенок Двораковский» и его неудачная фотография — это юмор уровня детского сада. А разве гражданское сознание жителей нашей страны находится выше?» Тут у меня маленькая ремарка насчет роли журналистики, которая может работать как на повышение, так и на понижение. Например, Жванецкий работает на повышение, а Петросян на понижение. Это к вопросу о соответствии уровня журналистики уровню аудитории.

Но главное расхождение с Алиной Плитман и с создателями «Салтыков-Щедрин шоу» у меня в другом. «В стране, где культивируется подобострастное отношение к власти, можно и должно высмеивать чиновников хотя бы для того, чтобы очеловечить их и спустить с пьедестала небожителей», — пишет мой критик. Ну, и главное, что, оказывается, способно сделать это шоу: «Кто-то, наконец, поднимет пятую точку с дивана. Именно так и начиналась «величайшая геополитическая катастрофа». Конец цитаты.

Давайте по пунктам. Подобострастное отношение к власти в нашей стране культивируется, в том числе, благодаря тому, что ежесекундно демонстрируется принцип вертикали: каждый вышестоящий может гадить на голову стоящему ниже в иерархической лестнице. Гадить снизу вверх не позволяют законы авторитарной физики. Шоу «Салтыков-Щедрин» строго следует именно этому закону: его участники подхихикивают «поросенку Двораковскому», сказанному Путиным, но никак не пытаются поменять их местами, не предлагают найти какой-то сатирический образ для самого Путина.

Холуйство в обществе не исчезает от того, что по указке самого большого начальства публично унижаются начальники калибром поменьше. Холуйские чувства от этого лишь укрепляются. От публичного унижения Дерипаски, вынужденного на глазах у всей страны вернуть хозяйскую авторучку, Дерипаска ни на йоту не очеловечился и ни с какого пьедестала не спустился. Как был олигархом-небожителем, так и остался. Что же до начала «величайшей геополитической катастрофы», то старт ей дали несколько одновременно запущенных процессов, одним из которых была гласность. Та самая, которая не имеет ничего общего с использованием прессы для наведения локального порядка на специально указанных начальством участках.

В советские годы журналисты любили шутить, мол, директора и муху объединяет то, что обоих можно убить газетой. Это придавало советским журналистам самоуважения. Но, как и в случае с советской журналистикой, так и в случае с «сатирой» от «Салтыков-Щедрин шоу», за кадром остается рука, которая держит газету. В том-то и проблема, что Фоменко, Кортнев и другие добровольно согласились играть роль «подручных партии», которую во многом вынужденно играли в советских газетах советские журналисты. Поскольку, как верно заметил доктор Борменталь, других газет не было.

Расплата за игру по правилам власти наступает мгновенно. Неглупые и остроумные люди немедленно превращаются в натужных «шутил», которые заливистым смехом над собственными шутками пытаются скрыть их плоскую тяжесть. Вот из наиболее смешных примеров «сатиры» от того же Кортнева. В Томске открылся бассейн, на открытии был спикер Госдумы Нарышкин. Через пару дней бассейн закрыли по техническим причинам. «Бассейн крытый – стал прикрытый», – это была шутка от Кортнева. Если кто не понял, уже можно смеяться. А вот еще, это уже кажется Фоменко: «Нарышкин сказал: надо, чтобы вода кипела. Вот она и выкипела». Изрядно пошучено, не так ли? Зато тон «сатириков» становится крайне подобострастным, когда они обращаются не то, что на самый верх, а даже к основанию пирамиды власти. «Уважаемый председатель Государственной думы! Вам, конечно, не сказали, что после вашего отъезда бассейн закрыли. Но если бы вы обратили на это внимание…»

Создание альтернативной цивилизации требует развернутой работы по всему социальному фронту. Альтернативная журналистика и альтернативная сатира создаются стремительными темпами. На очереди альтернативная экономика и альтернативная наука с образованием. Есть, правда, некоторые сомнения, что человек сможет выжить в этом альтернативном мире.


Фото: Россия. Москва. 9 мая 2016. Президент России Владимир Путин (в центре) с портретом своего отца-фронтовика В.С. Путина во время акции памяти "Бессмертный полк" на Красной площади в День Победы. Михаил Метцель/ТАСС














  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Праздник третьей свежести
21 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вся минувшая неделя прошла под знаком подготовки к третьей годовщине оккупации Крыма. Рассылались письма из администраций руководителям вузов и бюджетных организаций с разнарядкой на праздничные митинги и указанием, какие плакаты надо носить и какие кричалки кричать. Всю неделю телевизор и газеты рассказывали, какое это счастье, что Крым, наконец, вернулся в родную гавань, и теперь, с Крымом, мы обрели достоинство, историческую память и государственность, а раньше, когда мы были без Крыма, у нас ничего этого не было: ни достоинства, ни исторической памяти, ни государственности.
Медиафрения. Телевизор и человек
14 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
30 лет назад был снят один из лучших фильмов о телевидении — «Бегущий человек», антиутопия с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Действие фильма, кстати, происходит в 2017 году в США, где в результате природной катастрофы и последовавшего за ней кризиса власть захватило тоталитарное правительство, которое управляет людьми с помощью телевизора. Утопии и антиутопии пишут на Западе, а реализуются они, как правило, в России. «Бегущий человек» не только о том, как с помощью телевизора диктатура манипулирует людьми, но и о том, во что превращаются люди, служащие этому монстру, и еще о том, как телевизор затягивает в свое нутро человека и изуверски убивает его. Все, что в этом фильме показано как антиутопия для Америки, в России через 30 лет стало реальностью.
Медиафрения. Противоестественный отбор
7 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В комментариях к текстам, в которых автор анализирует российские СМИ, часто звучит вопрос: «Зачем вы это делаете? Ведь и так ясно, что они все лгут, можно же заранее практически дословно воспроизвести и предугадать то, что заявит Киселев, покажут Скабеева с Поповым, как будет кривляться Соловьев, и как именно будут изображать припадочных Кургинян и Ж.» И хотя лгут они на самом деле все время по-разному и сюжет каждого следующего шабаша предсказуем довольно плохо, в целом можно согласиться с предсказуемостью общего вектора передач, принципа отбора новостей и общего содержания отдельных реплик.
Медиафрения. Слепое пятно
28 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На сетчатке любого человека, и не только человека, любого позвоночного, есть область, не чувствительная к свету. Слепое пятно. В повседневной жизни на зрительной картине мира это никак не сказывается, поскольку этот микроскопический дефект устройства глаза можно обнаружить только с помощью специального эксперимента. Но есть любители специально настраивать свое зрение так, чтобы слепое пятно накрывало целые участки действительности и отдельные события, причем, достаточно крупные. Особенно много таких любителей слепых пятен служат в российском телевизоре.
Медиафрения. Малахольные
21 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Спешу поделиться радостной вестью: в России свобода слова – есть! И никакие усилия Кремля накинуть намордник на рты Дмитрия Киселева и его коллег не помешают им этот намордник немедленно сгрызть и тут же, выплюнув ошметки, продолжить нести слова правды населению. На минувшей неделе было объявлено, мол, Кремль передал приказ федеральным телеканалам прекратить поминать всуе имя Дональда нашего Трампа. «Трампа больше нет!» — такова была суть новой политики, объявленной кремлевскими цензорами. 
Медиафрения. Российская журналистика в легендах и перьях
14 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе случился большой урожай хороших новостей. Одну из них сообщил депутат Госдумы от «Единой России» Милонов во время крестного хода в поддержку передачи Исаакия Гундяеву. Милонов поделился с собратьями по русскому миру радостной вестью, объявив, что: «Христиане выжили, несмотря на то, что предки Бориса Лазаревича Вишневского и Максима Львовича Резника варили нас в котлах и отдавали на растерзание зверям».
Медиафрения. РУС ТВ: лгать, зомбировать и потешать
7 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Создатель Би-би-си сэр Джон Райт сформулировал миссию этой вещательной компании следующим образом: «Информировать, просвещать и развлекать». Ее главный принцип был изложен в Королевской хартии и «Руководстве для продюсеров» — это принцип беспристрастности. Во многом благодаря выполнению этой миссии и следованию этому принципу Би-би-си стала медийным флагманом цивилизации Запада. Би-би-си как первому в мире общественному вещателю в 2022 году исполнится сто лет, и за долгое время ее существования были случаи отступления от принципа беспристрастности, но всякий раз удавалось вернуться к этому принципу и к той миссии, которая была заложена при создании компании.
Медиафрения. Позвони мне, позвони, позвони мне ради Бога!
31 ЯНВАРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В период с 20 по 28 января 2017 года жители Центрального округа Москвы стали обращать внимание на странные звуки, доносившиеся из-за зубчатых стен Кремля. Сначала, особенно днем, они были еле слышны. В ночь с 20 на 21 января звуки стали слышнее, и стало ясно, что это песня, причем очень жалобная, и люди с хорошим слухом узнали мелодию Дунаевского и слова Рождественского в песне к кинофильму «Карнавал». Но голос был не актрисы Ирины Муравьевой, а совсем наоборот, мужской и немного гнусавый. Причем он скорее не пел, а призывно декламировал: «Позвони мне, позвони, позвони мне ради Бога!».
Медиафрения. Трамп и расширение патриотического сознания
24 ЯНВАРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В 60-х годах прошлого века в США на гребне левацко-анархической волны возникло увлечение психотропными веществами, в частности, тяжелым психоделиком ЛСД. Доктор Тимоти Лири, который считался ЛСД-гуру, активно пропагандировал практики «расширения сознания», его призыв к молодежи «Включайся, настройся, выпадай!» стал руководством к действию и основой жизненной программы для значительной части молодежи, вовлеченной в культуру хиппи и другие ветки движения «Новой эры».
Медиафрения. «В Америке гражданская война, доллар падает!»
17 ЯНВАРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
О хорошем. Тут есть как минимум три новости. Во-первых, кончились наконец каникулы у главных российских телелжецов и они занялись любимым делом. В этом есть и хорошая сторона, поскольку ожидание неприятности порой хуже, чем сама неприятность. Помните историю про двух студентов, отличника и бездельника, живших в соседних комнатах в общежитии? Бездельник имел обыкновение, вернувшись с попойки за полночь, бросать в стену башмаки, сначала один, потом второй. Однажды у него после первого башмака внезапно проснулась совесть, и он решил второй башмак не бросать...