Пасха и облака
29 АПРЕЛЯ 2016, БОРИС КОЛЫМАГИН

ТАСС

Столичные власти решили к празднику Пасхи, впервые за всю историю, разогнать облака. 85,9 миллиона бюджетных рублей улетят в небо. Благо технология отработана. Самолеты отправятся куда надо и с помощью гранулированной углекислоты, жидкого азота и специального цемента откроют москвичам светлые дали.

Раньше хорошая погода в Москве обеспечивалась в день Победы 9 мая, в день России 12 июня и в День города, который проводится в первые выходные сентября. Теперь очередь дошла и до Пасхи. Зачем?

Понятно зачем: самый главный у православных праздник, надо позаботиться о народе. Но ведь не страдают представители господствующей конфессии от плохой погоды. А патриархи, бывало, даже любили подчеркнуть: вот, погода плохая, а к концу пасхального богослужения солнце все равно заиграло, вышло на несколько минут.

Теперь так не скажешь: может, это не добрый знак, а самолет раньше намеченного времени вылетел на задание.

Что говорить, сгущаются облака над Русской православной церковью, и только самолеты обеспечивают над ней чистое небо. Изоляционисты всех родов и мастей почем зря костерят патриарха Кирилла, кровушки его хотят, проклинают.

Как выясняется, защитников у предстоятеля немного. В попытках контролировать все и вся убрал он с информационной поляны медийных батюшек. Вот и приходится главе ОВЦС митрополиту Илариону (Алфееву) бросаться на амбразуру, обвинять в фарисействе всех противников экуменическому курсу.

Фарисеи, они и в Африке фарисеи: убьют за единый аз. Но ведь и саддукеев в РПЦ МП хватает. И владыка Иларион — разве не из них? О чем он думал, когда шел против легендарного митрополита Антония (Блюма) и разваливал Сурожскую епархию в Великобритании? Самое время вспомнить и публично покаяться. Страстная неделя все-таки.

Саддукеи затевают все новые и новые игры со светскими властями. Игры, впрочем, старые. Просто проходят они здесь и сейчас. Вот «православная общественность» опять вознамерилась отнять у культуры Исаакиевский собор. По букве закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» вроде все правильно: должны власти отдать его епархии. Но не хотят понять «общественники», что неэтично вот так хватать святыню. Исаакий — символ северной столицы, и в современном его состоянии храма-музея он играет исключительную роль. Здесь совершаются богослужения, но сюда приходит и огромное число неверующих людей. Стоит собору оказаться полностью в руках РПЦ МП, и туристический поток сократится.

Отсюда вывод: пора распаковывать закон, который воюет с музеями-храмами и музеями-монастырями, и что-то в нем менять.

Другой «свежий» проект саддукеев — отмена абортов за государственный счет. Разговоры об этом ходят давно. С призывом вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования неоднократно выступал сам патриарх Кирилл. И вот в субботу во всех храмах Русской православной церкви состоится сбор подписей за запрет прерывания беременности. Люди придут святить куличи и пасху, и тут им с благословения священноначалия будут подсовывать бумажку на подпись.

Вопрос об абортах кажется очень простым. Учение Церкви в этой области выражено ясно. Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на аборт. Но и тут есть свои нравственные коллизии. Как быть в случае, когда аборт связан с неизбежной смертью матери при продолжении беременности, особенно если у нее на руках еще несколько детей?

А главное — все мы прекрасно понимаем: большинство россиянок, несмотря на свою прицерковленность, в любом случае пойдут на прерывание беременности. Хорошо, если в частной больнице, а не у знахарки на дому. Есть риск, что многие женщины после таких операций вообще не смогут иметь детей. Разве этого хочет Церковь? Не пора ли перейти от громких лозунгов к реалиям нашей жизни?

РПЦ МП крайне неуклюже ведет себя в общественном пространстве, и многие россияне решительно от нее отворачиваются. На новом выборном витке атеизм становится важным электоральным фактором.

«Политический атеизм» громко заявил о себе в 2012 году, хотя его речи звучали в общественном пространстве и раньше. Именно тогда одно из доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах Александр Невзоров выступил с жесткими обвинениями в адрес Церкви.

И сегодня он продолжает начатую «во время оно» игру. Например, заявляет на «Эхе Москвы», что Пасха — это праздник в честь кулинарного изделия.

Действительно, изделие ценится. В Санкт-Петербурге даже есть храм, который в простонародье называется «Кулич и пасха», обидного тут ничего нет. Но ведь вслед за кулинарной темой следуют инвективы в адрес духовенства, в адрес «жирующих, наглых, бесцеремонных людей». Правда и неправда одновременно. Потому что много чего есть внутри церковной ограды.

Еще более резко ведут себя сторонники церкви макаронного летающего монстра, пастафариане. Есть, оказывается, такая пародийная религия. Шутки над традиционной религиозностью никто не запрещал. Но на российской почве почему-то эта игра переходит всякие рамки.

Судите сами. Недавно на новостных лентах появилась информация: «В РПЦ МП отпразднуют Пастху 29 апреля в новооткрытом московском храме». Знакомая всем аббревиатура расшифровывается здесь вовсе не как Русская православная церковь Московского патриархата, а как Русская пастафарианская церковь московского пастриархата. И зовут пастафариане в день Пасхи крестной не в православный храм, а в кафе «Pasta Time». В программе: ритуальное поедание макарон с пивом, выступление Пастриарха, обряд посвящения в пастафарианство, обмен макаронами (крашеными и натуральными).

Какая-то акция Союза воинствующих безбожников. По-другому я не могу оценить это действо.

Над русскими храмами плывут облака. Плывут они и над храмом Христа Спасителя, где в пасхальную ночь будет служить патриарх Кирилл. Столичные власти, конечно, сделают все возможное, чтобы в светлый воскресный день над первоиерархом сияло солнце.

Но остановить грозу, которая надвигается, и это чувствуется по энергии, которой наполнен воздух, они вряд ли смогут.


Фото Николая Рахманова /ТАСС












  • Зоя Светова: Само дело Соколовского... было выращено искусственно... Александр Верховский: Совершенно лишнее дело, которое только увеличивает поляризацию в обществе без всякого политического смысла.

  • АиФ: Екатеринбургский суд 11 мая огласит приговор «ловцу покемонов», блогеру Руслану Соколовскому... Гособвинение запросило для блогера 3,5 года лишения свободы... в колонии общего режима.

  • Dima Moskvin: 11 мая в Екатеринбурге станет датой символической. Завтра град и мир узнает приговор Соколовскому - он уже обречен остаться в учебниках об истории позднепутинской России как "ловец покемонов".

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Итоги недели. Приговор по делу покемонов в храме вынесла атеистка
12 МАЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Существуют истины, которые, несмотря на всю их очевидность и тривиальность, приходится проговаривать из раза в раз. Политический заключенный – это не тот человек, который пострадал из-за собственных политических взглядов. Политический заключенный может вообще не иметь никаких взглядов. Политический заключенный – это тот, кто репрессирован по политическим мотивам. И в этом контексте суд в Екатеринбурге, за которым всю минувшую неделю мы столь пристально следили, классический политический процесс, к счастью закончившийся условным наказанием. В минувший четверг один из районных судов Екатеринбурга вынес обвинительный приговор популярному местному видеоблогеру Руслану Соколовскому.
«Я всего лишь матерился»: дело Соколовского
11 МАЯ 2017 // ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО
Чем ни закончится процесс по делу Руслана Соколовского (приговор вынесут 11 мая в одном из райсудов Екатеринбурга), результатом станет очередное скатывание российского общества в бездну помрачения. 28 апреля прокурор потребовал дать подсудимому 3,5 года лагеря общего режима. Статьи УК (148 и 282), по которым судят 23-летнего блогера, отличаются резиновыми формулировками. Между тем поражает убожество полемики, разгоревшейся вокруг случая Соколовского. «Уголовное дело как расплата за слова в видеороликах — варварство», — возмущается свидетель защиты, политзаключенная советской эпохи Елена Санникова.
Прямая речь
11 МАЯ 2017
Зоя Светова: Само дело Соколовского... было выращено искусственно... Александр Верховский: Совершенно лишнее дело, которое только увеличивает поляризацию в обществе без всякого политического смысла.
В СМИ
11 МАЯ 2017
АиФ: Екатеринбургский суд 11 мая огласит приговор «ловцу покемонов», блогеру Руслану Соколовскому... Гособвинение запросило для блогера 3,5 года лишения свободы... в колонии общего режима.
В блогах
11 МАЯ 2017
Dima Moskvin: 11 мая в Екатеринбурге станет датой символической. Завтра град и мир узнает приговор Соколовскому - он уже обречен остаться в учебниках об истории позднепутинской России как "ловец покемонов".
За что гонят Свидетелей Иеговы
24 АПРЕЛЯ 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
20 апреля Верховный суд запретил в России деятельность религиозной организации Свидетелей Иеговы как экстремистской. Постановил ликвидировать Управленческий центр и 395 местных организаций. Отныне, если решение не будет оспорено и отменено, Свидетели Иеговы не имеют права рассказывать о своей вере другим людям, издавать и распространять религиозную литературу, даже собираться для молитвы не имеют права — только тихо молиться каждый в своем уголочке, если уж им так хочется. Имущество у организации отберут и передадут государству.
В дом пришли убийцы
30 МАРТА 2017 // БОРИС КОЛЫМАГИН
В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги Павла Проценко «К незакатному Свету. Анатолий Жураковский: пастырь, поэт, мученик, 1887-1937», в которой приняли участие автор монографии и литературовед Мариэтта Чудакова. Анатолий Жураковский — знаковая фигура религиозной жизни Киева двадцатых годов прошлого века. Он принадлежал к поколению, призванному преобразовать «энергии высших сфер духа» и тем самым ответить на революционные вызовы времени. Вместе со своими единомышленниками он помогал бедным и заключенным, занимался просвещением народа и работой с молодежью.
Религиозная политика меняется в более жесткую сторону. Центр «СОВА» представил доклад о проблемах реализации свободы совести в 2016 году
29 МАРТА 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
28 марта в Славянском правовом центре состоялась презентация ежегодного доклада Информационно-аналитического центра «СОВА» «Проблемы реализации свободы совести в России в 2016 году», основанного на данных ежедневного мониторинга российских новостей. В презентации приняли участие автор доклада, социолог религии и эксперт Центра «Сова» Ольга Сибирева, директор Центра и член Совета при президенте по развитию гражданского общества Александр Верховский, адвокат Константин Андреев, а также юристы, правозащитники, журналисты и религиоведы, в том числе студенты Учебно-научного центра изучения религий РГГУ.
Открытое письмо жителей блокадного Ленинграда
28 МАРТА 2017 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Мы, жители блокадного Ленинграда, хотим высказать наше мнение по поводу передачи Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Считаем такое решение скоропалительным и неоправданным, поскольку все последние годы под куполом собора благополучно сосуществовали музей и церковь. Проведенные за минувший год 640 богослужений дают основание утверждать, что Исаакиевский собор являет собой прекрасный пример сотрудничества музейного и церковного сообществ. Кроме того, не стоит забывать, что в тяжелейшие блокадные дни именно в подвалах Исаакия были размещены эвакуированные из пригородных музеев бесценные экспонаты Петродворца, Пушкина, Павловска, Гатчины. Здесь же нашли приют и сотрудники этих музеев. Это наша общая история, которую мы как блокадники считаем недопустимым забывать при принятии судьбоносных решений.
500 лет Реформации
27 МАРТА 2017 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Лютеране, а вместе с ними и другие протестантские деноминации, празднуют 500-летие Реформации. 22 марта в «Президент-отеле» столицы состоялась встреча, давшая старт юбилейному марафону. В течение года во многих российских регионах пройдут конференции, презентации книг, экуменические богослужения, связанные с круглой датой. Надо заметить, что лютеранство в России является традиционной конфессией. Первая кирха в Москве появилась в 1576 году, спустя несколько десятилетий после религиозной революции. До октябрьского переворота лютеранство было вторым по числу последователей вероисповеданием в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой церкви являлся сам император.