Медиафрения
27 апреля 2017 г.
Медиафрения. В предвкушении окончательного счастья
19 АПРЕЛЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

Завершая роман, над воплощением которого Владимир Владимирович Путин трудится вот уже 17-й год, Джордж Оруэлл описал, как главный герой Уинстон Смит обрел наконец полное счастье: «Долгожданная пуля входила в его мозг. Он остановил взгляд на громадном лице. Сорок лет ушло у него на то, чтобы понять, какая улыбка прячется в черных усах. О жестокая, ненужная размолвка! О упрямый своенравный беглец, оторвавшийся от любящей груди. Две сдобренные джином слезы прокатились по крыльям носа. Но все хорошо, теперь все хорошо, борьба закончилась. Он одержал над собой победу. Он любил Старшего Брата».

Минувшая неделя показала, на какой стадии находится работа Путина по воплощению оруэлловского сценария. Важные данные предоставил ВЦИОМ. Как сообщили «Известия», по данным социологов, 83% россиян чувствуют себя счастливыми людьми. То есть до окончательного и полного осчастливливания подведомственной популяции Путину осталось не так уж много. Тут есть важное совпадение: доля счастливых россиян практически совпадает с рейтингом Путина. ВЦИОМ не сообщает об уровне пересечения этих множеств, но можно предположить, что счастливы в России те, кто поддерживает Путина. А те, кто его пока не полюбили, вот они-то и сами несчастливы и своим несчастным видом портят общую картину.

Важные меры по искоренению этих несчастных противников режима были изложены в статье председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина в журнале «Коммерсантъ-Власть» от 18.04.2016. Статья называлась «Как поставить заслон информационной войне», и в ней Бастрыкин пожаловался на рост в стране экстремизма и терроризма. Вот на Северном Кавказе, например, терроризм за прошлый год вырос на треть. И причина этого – во внешних факторах. То есть против нас идет война. Понятно, что войну ведут США, которые, как подсчитал Бастрыкин, тратят на информационную войну с Россией 4,5 млрд долларов.

Но Бастрыкин выяснил, что у США есть подельники: «К сожалению, инструментом этой войны все чаще становятся международное право и основанная на нем юстиция». И, чтобы не быть голословным, Бастрыкин приводит примеры того, как международное право в сговоре с международной юстицией и при участии США воюют против России. Это решения по ЮКОСу, по убийству Александра Литвиненко, доклад Совбеза Нидерландов по малайзийскому «Боингу», арест Бута и Ярошенко.

Для борьбы с превосходящими силами противника в лице международного права, международной юстиции и примкнувших к ним США Бастрыкин предлагает использовать следующие меры. Прежде всего, он припомнил, как таким же образом разрушили СССР: «Подрыв идеологического фундамента СССР, в основе которого был положен принцип братства народов, также был инициирован извне и строился на приемах национальной розни».

Поэтому, объясняет Бастрыкин: «Крайне важно создание концепции идеологической политики государства. Базовым ее элементом могла бы стать национальная идея». Тут, правда, у Бастрыкина неувязка. Его шеф, вроде, про эту национальную идею все объяснил и сформулировал… Зато в формулировке других мер у Бастрыкина приоритет. Во-первых, это идея ввести цензуру по китайскому образцу. Во-вторых, Бастрыкин предложил признать экстремизмом фальсификацию истории. «Необходимо решительно пресекать, — строго потребовал Бастрыкин, — целенаправленное фальсифицирование истории нашего государства». То есть ввести за альтернативный взгляд на историю уголовную ответственность. Равно, как и за непризнание итогов референдума по Крыму.

Мозг, способный думать, несомненно, мешает человеку быть счастливым. Поэтому наказание за мыслепреступления и искоренение этого вида экстремизма существенно приблизит наступление момента полного счастья в России.

Так что насчет «долгожданной пули», которая должна осчастливить заблудшие мозги пока еще несогласных 17% россиян, можно не сомневаться. У Бастрыкина и его компаньона Золотова все уже заготовлено. А остальные 83% на минувшей неделе были счастливы, возможно, еще и потому, что им не менее десятка раз показали Старшего Брата, который с ними общался, сначала в прямом эфире, а потом еще многократно каждый эпизод этого общения обмусоливали специально отобранные люди на передачах всех федеральных телеканалов.

ШТАТНЫЕ ХОЛУИ И РАСКАЯВШИЙСЯ ГРЕШНИК

«Воскресный вечер» для Владимира Соловьева на минувшей неделе начался в четверг сразу после завершения «Прямой линии» с президентом и закончился в ночь с воскресенья на понедельник. Тема была одна: та самая «прямая линия». Это был многодневный бенефис Путина, в ходе которого многочисленные участники соревновались в нескончаемом конкурсе за лучший дифирамб в адрес президента.

Это была тяжелая работа. Дифирамб вообще трудный жанр. Неслучайно в античности дифирамб постепенно превратился в греческую трагедию и в драму, а в дальнейшем попытки возродить этот жанр не имели большого успеха. Те, кто пренебрежительно относятся к трудам участников этих передач на федеральных телеканалах, пусть сами попробуют в течение нескольких часов беспрерывно превозносить чью-либо гениальность. И при этом не повторяться и не слишком фальшивить, чтобы кто-нибудь не решил, не дай бог, что вы издеваетесь над объектом дифирамба.

Самым распространенным приемом восхваления было сравнение Путина с лидерами стран Запада. «Я не представляю себе, — изумлялся профессор ВШЭ Леонид Поляков, — как кто-то еще из мировых лидеров – Обама, Меркель, Кэмерон, Олланд – мог бы так точно и профессионально ответить на такое количество столь разнообразных вопросов».

В таком же ключе построили свои дифирамбы режиссер Шахназаров и политолог Михеев. Политолог Михеев объяснил, что у Путина такой высокий рейтинг потому, что он так здорово отвечает на вопросы, а вот у Обамы такой низкий рейтинг потому, что он никогда не проводит такие «прямые линии». И еще политологу Михееву очень понравились слова Путина, что он не будет воевать с Америкой. На что Соловьев тут же воинственно заметил, что «если не дай бог, то мы как всегда победим». Политолог Михеев был вынужден согласиться.

Дифирамб Зюганова был такой, с небольшим оппозиционным подскоком. «Я разделяю два правительства, — начал свой оппозиционный дифирамб лидер КПРФ, — одно правительство – то, которым управляет Путин, там Лавров, Шойгу, Пучков – оно хорошее. А вот другое, где экономический и социальный блок, там еще есть «дурилка – Улюкаев», вот то совсем не годится».

Депутату Железняку было сложно стоить свой дифирамб на противопоставлении Путина – правительству, поскольку он таким образом вынужден был бы задеть лидера собственной партии, а тут выборы на носу, неудобно может получиться. Поэтому он построил свой дифирамб на противопоставлении Путина и высочайшего доверия к нему, с одной стороны, и безобразной безответственности чиновников на местах, с другой стороны. Чиновники на местах, они из грязи завелись и ни к президенту, ни к «Единой России» никакого отношения не имеют.

Депутату Яровой практически не осталось объектов, которые можно было бы использовать в качестве темного фона, на котором сиял бы светлый облик Путина, почти все объекты для контрастного очернения расхватали до нее. Но депутат Яровая опытный политик, и она вышла из положения. «А вот наша оппозиция, которая ругает президента, раскатывает по Вильнюсам…», — начала свой дифирамб депутат Яровая. Но Соловьев не дал ей закончить, поскольку ему очень хотелось тоже высказать свое мнение об этой оппозиции. «Ну, мы же о серьезных вещах говорим, а не о дураках», — заметил Соловьев, оценив, таким образом, умственные способности чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова, политолога Лилии Шевцовой и экономиста Андрея Илларионова.

Если бы мне довелось судить этот многочасовой конкурс дифирамбов Путину, то я бы пальму первенства вручил оппозиционеру Владимиру Рыжкову. Судите сами. «Я был в Гостином дворе, слушал самым внимательным образом», — доверительно сообщил оппозиционер Владимир Рыжков. И перешел к собственно дифирамбу: «Понравилась тональность, понравилась компетентность – я был прямо поражен. И еще президент сказал, что у нас политика должна быть цивилизованная – меня как представителя оппозиции это очень обрадовало».

Коротко, ясно и по делу, не так ли? А главное, аргументировано. Сказал президент, что политика у нас должна быть цивилизованная – оппозиции радость. Вот если бы Путин сказал, что политика у нас должна быть дикая, варварская, короче, не цивилизованная — ну, тогда совсем другое дело. Тогда бы оппозиции это не понравилось, и Путин мог бы и не дождаться дифирамба от оппозиционера Рыжкова. Хотя нет. Что бы ни сказал и ни сделал Путин, оппозиционер Рыжков теперь, видимо, все равно произнесет свой дифирамб. Найдет слова.

ТАСС

Вспомнилось, как яростно клеймил путинский режим Владимир Рыжков, выступая с трибуны митингов в 2010-2012 годах. Он на этих митингах был почти бессменным ведущим и критиковал некоторых оппозиционеров за соглашательство. Что изменилось за минувшие 4 года? Что заставило оппозиционера Рыжкова резко сменить риторику в отношении Путина? Аннексия Крыма? Война с Украиной? Убийство Немцова? Массовые убийства в Сирии? Рост коррупции? Конфронтация с Западом?

Этот зигзаг в политической биографии Владимира Рыжкова далеко не первый и не второй. В 2003 году во время выборов в Госдуму Рыжков писал: «Я считаю, что России повезло с президентом. Мы получили умного, порядочного, профессионального, молодого, энергичного главу государства, который, безусловно, является реформатором… Я в Думе всегда голосовал за все реформаторские инициативы Путина». Конец цитаты. Рыжков тогда стал депутатом.

Вот этот эпизод возвращения оппозиционера Рыжкова в объятья Старшего Брата заставляет вспомнить процитированный выше последний абзац оруэлловского романа. К счастью, вместо оруэлловской «долгожданной пули в затылок» раскаявшегося оппозиционера Владимира Рыжкова ждет осенью долгожданный депутатский мандат. У нас в России как-то более милосердны к раскаявшимся грешникам.

СМЕХ БЕЗ ПРИЧИНЫ…

Юмор – ключ к пониманию человека и общества. Скажи, над чем ты смеешься, и я скажу, кто ты. Сюжет, в котором несколько человек бьют ногами по голове лежащего человека, может доставлять радость и вызывать улыбку только у нравственного идиота. Именно такие два сюжета с удовольствием и с улыбкой радости на губах демонстрировал Дмитрий Киселев в «Вестях недели» 17.04.2016. Киселев с удовольствием показывал эти сюжеты потому, что в них поляки били украинцев. В сюжетах, которые подготовила для «Вестей недели» Ольга Скабеева, с удовольствием рассказывалось, как поляки говорят про украинцев всякие гадости, вешают лозунги «Польша для поляков!» и «Геть в Украину!», а сама Ольга Скабеева бегала по Польше за украинками и все пыталась им объяснить, что они тут незаконно и их сейчас вышлют. Цель сюжета – показать, что Украину не ждут в Европе.

Российские пропагандисты все время повторяют, что они не против Украины и украинцев. При этом постоянные кривляния того же Соловьева, его попытки пародировать украинский язык, точнее, то, что в представлении Соловьева таковым является, заставляют прийти к противоположному мнению. Больше всего Соловьева почему-то смешит междометие «тю!». Соловьев почему-то решил, что украинцы, общаясь между собой, ограничиваются, как правило, этим словом. Поэтому Соловьев всегда, когда хочет изобразить украинца, задирает голову кверху, делает губы трубочкой и говорит: «Тю!». После чего радостно смеется. Вот и во время «Воскресного вечера» от 17.04.2016, когда зашла речь о ситуации в Украине, Соловьев решил пошутить. И сказал, что Порошенко должен объявить, что он сегодня в 19.00 обратится к нации. После чего Порошенко должен выйти к народу и прямом эфире сказать: «Тю!» Пошутив очередной раз эту украинскую шутку, Соловьев радостно засмеялся. Могу ошибаться, но мне показалось, что смеялся он один. По крайней мере, мне хотелось бы в это верить.

ТАСС

Шутки у Соловьева получаются не очень. Зато, когда Соловьев и его гости говорят серьезно, да еще и с пафосом, иногда получается смешно. Когда зашел разговор о смене элит в Украине, Соловьев выдержал паузу, и когда все замолчали, произнес, обращаясь к украинцам в студии: «У вас есть новая политическая элита – в ДНР и ЛНР. И когда вы объединитесь, они будут успешно конкурировать и сменят старую украинскую элиту». Полагаю, те, кто в курсе насчет того, что из себя представляет «политическая элита» ДНР и ЛНР, по достоинству оценили эту шутку.

Помимо самого Соловьева у него в студии довольно много чисто комедийных персонажей. Один из них – писатель Шаргунов. Он обычно говорит с большим пафосом довольно банальные патриотические штампы. Поскольку все силы у писателя Шаргунова уходят на пафос, сил на то, чтобы следить за содержанием сказанного, не остается. «Чем больше Украина стремится в Европу, тем больше Европу адекватную и просвещенную ужасают украинские реалии», — пафос писателя Шаргунова достиг пикового порога, и тут писатель Шаргунов решил привести убийственный для Украины пример. «В Одессе второй год сидит беременная журналистка Елена Клишинская», — дрогнувшим от волнения голосом произнес писатель Шаргунов. В этот момент оператор показал лицо Соловьева, на котором отразились какие-то смутные сомнения. «Второй год беременная?», — недоверчиво спросил Соловьев. «Она забеременела в процессе», — уточнил писатель Шаргунов. И это уточнение немного смазало впечатление от пафосного рассказа о героической девушке, томящейся в бандеровском застенке.

Кому-то может показаться, что в своем обзоре я увлекаюсь внешней стороной происходящего в российских медиа, всякими нелепицами, ляпами и анекдотами и при этом упускаю содержание. Дело в том, что я бы с гораздо большим удовольствием анализировал и писал о содержательный вещах, о серьезных публикациях в российских газетах, о диалогах в эфире, в которых сталкиваются принципиально разные концепции развития страны, обсуждаются варианты выхода из кризиса. К сожалению, ничего этого нет, ни на федеральных каналах, ни в наиболее тиражных российских газетах. Почти три года я веду этот непрерывный мониторинг российского медийного пространства. И среди многих выводов в данной колонке уместно сказать об одном. Последовательное вытеснение журналистики из СМИ и целенаправленный курс на понижение, на деградацию содержания в текстах и сюжетах, на замену сколько-нибудь знающих экспертов марковыми, мухиными и куликовыми привели к тому, что содержание в российских СМИ уже невозможно адекватно описать с помощью глаголов, существительных и прилагательных. Лучше всего подходят междометия. Например, «тю!».


Фото: 1. Россия. Москва. Участник акции "Оккупай Следственный комитет" у здания Следственного комитета РФ. Сергей Фадеичев/ТАСС
2. Россия. Московская область. 9 апреля 2016. Политик Владимир Рыжков на ассамблее Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) "Внешняя политика в наступившую эпоху". Александр Щербак/ТАСС
3. Телеведущий Владимир Соловьев. Артем Коротаев/ТАСС















  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. На смену швондерам идут шариковы
25 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Хорошая новость: «Новой газете» удалось не только вытащить историю с массовыми бессудными расправами и секретными тюрьмами в Чечне в публичное пространство, не только заставить руководство Чечни реагировать, но и добиться, чтобы Следственный комитет России начал следственные действия. Да, на журналистов «Новой» обрушился беспрецедентный шквал угроз от людей, которые вполне могут эти угрозы реализовать. Единственная защита журналистов в этой ситуации — гласность, и эту защиту смогла себе обеспечить и редакция «Новой», и коллеги, прежде всего с «Эха Москвы», проявившие солидарность с журналистами «Новой».
Кремлевские СМИ строят «свиньей»
19 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вы будете смеяться, но Кремль готовится к выборам. Идет перегруппировка информационных войск, смотр рядов, а также тщательная их зачистка. Первым делом из информационного поля России решено убрать единственную оставшуюся кочку из числа более-менее заметных. Это медиа холдинг РБК. Михаил Прохоров, конечно, никакой не оппозиционер, но РБК он распустил. То про дочь чью-то пишут. Какие могут быть дочери у холостого человека? Который к тому же давно и успешно женат на России и счастлив в браке. Потом постоянно пишут про какие-то протесты и акции. Какие протесты? Какие акции? А еще называют по имени того, кого называть запрещено.
Медиафрения. Многословное молчание Путина и телевизора
18 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе одновременно замолчали двое: Путин и российское телевидение. То есть эти двое произнесли в совокупности множество слов, но ничего не сказали. Как в театре, когда актеры изображают многоголосый гул толпы, повторяя на разные голоса фразу «О чем говорить, когда говорить не о чем?». Таким же молчанием было многословное говорение на съездах и пленумах КПСС брежневско-черненковского периода. Слова «Говорит и показывает Москва, работают все центральные каналы телевидения. Смотрите и слушайте Москву!», произнесенные голосом Левитана, всегда символизировали доминирование в информационном пространстве. Москва говорит — все слушают. На минувшей неделе говорил Трамп...
Медиафрения. Куда попали 36 недостающих «Томагавков»
10 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
После того, как Трамп закидал «Томагавками» базу Асада, российских «экспертов» больше всего заинтересовал вопрос, куда делись 36 дорогостоящих американских крылатых ракет. Некоторые, особо сердобольные и хозяйственные, переживали за американских налогоплательщиков, деньги которых, заботливо вложенные в «Томагавки», транжира-Трамп пустил на ветер. Особо патриотичные, как, например, Кургинян, орали, что американские ракеты никуда не делись, их сбили наши С-300 и С-400. Пиар-генерал Конашенков, таинственно сообщил, что ракеты у Трампа куда-то потерялись, то ли в море упали, то ли в заблудились в сирийских песках, а те, что долетели все попали в столовую и в какой-то старый самолет, который давно хотели выкинуть, да все недосуг было.
Медиафрения. «Правда и справедливость» российской прессы
4 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Сразу после акций протеста Путин отменил свою ежегодную «прямую линию» общения с подведомственной популяцией. Некоторым догадливым людям пришла в голову мысль объединить эти два события и даже увидеть причинно-следственную связь. Догадливые были немедленно поставлены на место путинским пресс-секретарем Дмитрием Песковым, который резонно заявил, что версия о том, что Путин мог отменить (перенести) свою «прямую линию» из-за протестов, абсурдна. В действительности, пояснил Песков, причина исключительно в графике президента. Нет в этом графике окошка для общения с популяцией. Куда важнее, например, продемонстрировать всему миру свою морозоустойчивость, прогулявшись в кепочке по Земле Франца-Иосифа.
Медиафрения. Какие акции? Какой протест? На – обыщи!
27 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Путинский официоз остался в середине 20-го века. В 1962 году можно было не рассказать в СМИ про Новочеркасский расстрел, благодаря чему страна об этом не узнала, а с советской властью ничего не случилось. В 1986-м медийный бойкот Чернобыля, пусть не сразу, но стал одним из ударов, которые в конечном итоге режим разрушили. Действовать подобным образом в 2017-м — значит совсем не понимать, который век на дворе. 
Медиафрения. Праздник третьей свежести
21 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вся минувшая неделя прошла под знаком подготовки к третьей годовщине оккупации Крыма. Рассылались письма из администраций руководителям вузов и бюджетных организаций с разнарядкой на праздничные митинги и указанием, какие плакаты надо носить и какие кричалки кричать. Всю неделю телевизор и газеты рассказывали, какое это счастье, что Крым, наконец, вернулся в родную гавань, и теперь, с Крымом, мы обрели достоинство, историческую память и государственность, а раньше, когда мы были без Крыма, у нас ничего этого не было: ни достоинства, ни исторической памяти, ни государственности.
Медиафрения. Телевизор и человек
14 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
30 лет назад был снят один из лучших фильмов о телевидении — «Бегущий человек», антиутопия с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Действие фильма, кстати, происходит в 2017 году в США, где в результате природной катастрофы и последовавшего за ней кризиса власть захватило тоталитарное правительство, которое управляет людьми с помощью телевизора. Утопии и антиутопии пишут на Западе, а реализуются они, как правило, в России. «Бегущий человек» не только о том, как с помощью телевизора диктатура манипулирует людьми, но и о том, во что превращаются люди, служащие этому монстру, и еще о том, как телевизор затягивает в свое нутро человека и изуверски убивает его. Все, что в этом фильме показано как антиутопия для Америки, в России через 30 лет стало реальностью.
Медиафрения. Противоестественный отбор
7 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В комментариях к текстам, в которых автор анализирует российские СМИ, часто звучит вопрос: «Зачем вы это делаете? Ведь и так ясно, что они все лгут, можно же заранее практически дословно воспроизвести и предугадать то, что заявит Киселев, покажут Скабеева с Поповым, как будет кривляться Соловьев, и как именно будут изображать припадочных Кургинян и Ж.» И хотя лгут они на самом деле все время по-разному и сюжет каждого следующего шабаша предсказуем довольно плохо, в целом можно согласиться с предсказуемостью общего вектора передач, принципа отбора новостей и общего содержания отдельных реплик.
Медиафрения. Слепое пятно
28 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На сетчатке любого человека, и не только человека, любого позвоночного, есть область, не чувствительная к свету. Слепое пятно. В повседневной жизни на зрительной картине мира это никак не сказывается, поскольку этот микроскопический дефект устройства глаза можно обнаружить только с помощью специального эксперимента. Но есть любители специально настраивать свое зрение так, чтобы слепое пятно накрывало целые участки действительности и отдельные события, причем, достаточно крупные. Особенно много таких любителей слепых пятен служат в российском телевизоре.