Церковь и государство
19 декабря 2018 г.
Курс на сближение
25 ФЕВРАЛЯ 2016, БОРИС КОЛЫМАГИН

ТАСС


Пастырский визит патриарха Кирилла в Латинскую Америку обошелся, по самым скромным подсчетам, в 20 миллионов рублей. Такую цифру называют журналисты, которые провели расследование на основе открытых источников. В самой патриархии никаких данных не приводят, лишь опровергают слухи об использовании государственных средств при организации поездок первоиерарха.

Жаль, конечно, что финансовая сторона деятельности РПЦ МП остается до сих пор непрозрачной. Даже, казалось бы, в таких простых вопросах, как расходы на дипломатию. И можно понять требование партии «Коммунисты России» обнародовать сведения о расходах на поездку Святейшего.

Нельзя понять другого: почему товарищи коммунисты в лице лидера партии Максима Сурайкина считают себя вправе указывать Церкви, на что ей тратить спонсорские средства, а на что нет. На помощь обездоленным, оказывается, можно, а вот на личное общение христианских лидеров — нет. Хотя личное общение часто способствует решению трудных вопросов. Еще шаг, и можно будет товарищу Сурайкину Совет по делам Русской православной церкви создавать, чтобы там решали, куда правильнее направлять финансовые потоки.

Конечно, встреча папы Франциска и патриарха Кирилла имеет огромное значение. На нее не жалко потратить и гораздо большие деньги. Она важна не только в политическом, но и в социальном аспекте. И важна она именно для россиян. В начале 1990-х католики оказывали активную помощь православным. Помогали развивать многие социально значимые проекты. Достаточно вспомнить благотворительное католическое общество «Каритас», его помощь бездомным и малоимущим.

Постепенно, с изменением внутриполитического курса, сотрудничество свелось к минимуму, приобрело декоративный характер.

Но сейчас открываются реальные возможности взаимодействия православных и католиков на уровне приходских общин, на уровне братских движений. Да, степень недоверия еще велика, но общий климат все-таки улучшился.

ТАСС

Понятно, что этот процесс не на день, не на два. Главное, что он пошел. И большинство православных приветствуют эту встречу. Вот, например, что сказал ректор Свято-Филаретовского института о. Георгий Кочетков: «Это мировой, интегральный процесс. Если действительно по внутреннему убеждению, по требованию человеческого и церковного духа произойдет сближение в направлении опознания друг в друге братьев во Христе, по-настоящему близких по вере и по жизни людей и церквей, можно будет за это сказать: слава Богу!».

Православные фундаменталисты, однако, не желают мириться с фактом сближения христиан разных конфессий. И сейчас внутри церковной ограды они нагнетают истерию, чтобы не допустить даже мысли о возможной встрече глав двух Церквей в России, в Москве.

Так, доцент МГИМО Ольга Четверикова назвала патриарха Кирилла еретиком. На сайтах антиэкуменистов и в социальных сетях стали появляться открытые обращения и воззвания, требующие прекратить процесс сближения с римо-католиками. В Молдавии два монастыря и двенадцать священников перестали поминать священноначалие. А митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин заявил о встрече: «Мы раздуваем пожар в собственном доме, среди своей паствы». И еще: «Считал и считаю экуменизм ересью и считаю, что Русская Православная Церковь должна не ограничиваться полумерами, а окончательно покинуть все экуменические организации». Такой вот громкий голос изоляционизма. И не кого-нибудь, а церковного топ-менеджера.

Никто не спорит, что патриарх Кирилл отчасти обслуживает нужды путинской дипломатии. Но в то же время ему удается делать важные в духовном смысле вещи. И мимо этого обстоятельства проходить нельзя.

В конце прошлого года некоторые журналисты, в том числе автор этих строк, высказывали опасения, что патриарха могут убрать. И на его место через промежуточную фигуру поставить новоиспеченного епископа Тихона (Шевкунова).

Похоже, что успешная внешнеполитическая деятельность святейшего отодвигает такую угрозу. Волна критики в официальных СМИ пошла на спад. О. Всеволод Чаплин, выполнявший спецоперацию «прикрытия», замолчал, его голос в текущих раскладах не задействован. Даже преданный слуга лубянского епископата Андрей Михайлович Кураев как-то снизил обороты. Нет, протодиакон продолжает попинывать патриарха: то не стоило ему к пингвинам летать, то не следовало епископам руку для поцелуя протягивать. Но как-то все его инвективы звучит мелочно и скучно.

Летом патриарха Кирилла ждет новое испытание — участие во Всеправославном соборе, после которого волна антиэкуменизма и изоляционизма с новой силой поднимется в церковной ограде. Для этого не надо быть пророком. Однако остается надежда, что святейший удержит курс церковного корабля, несмотря на тесноту времени.



Фото: 1. Куба. Гавана. 13 февраля 2016. Папа Римский Франциск и патриарх Московский и всея Руси Кирилл (слева направо) после церемонии подписания совместной декларации по итогам встречи в международном аэропорту имени Хосе Марти. Предстоятели Православной и Греко-Католической церквей встретились впервые после раскола христианской церкви в 1054 г. Gregorio Borgia/АР/ТАСС

2. Куба. Гавана. 13 февраля 2016. Папа Римский Франциск и патриарх Московский и всея Руси Кирилл (слева направо) во время подписания совместной декларации по итогам встречи в международном аэропорту имени Хосе Марти. АР/ТАСС












  • Инна Булкина: Причастностью к свершившейся на глазах истории объясняется эйфория "свидетелей Томоса". Светлана Солодовник: Собор прошел не так триумфально, как хотелось бы сторонникам автокефалии...

  • "НОВАЯ ГАЗЕТА": Под эгидой Константинопольского патриархата в Киеве избран первый за 350 лет независимый от Москвы митрополит

  • Александр Морозов: Русская церковь... пережила мало с чем сопоставимый опыт в ХХ веке, она столкнулась с истреблением, с жестокими манипуляциями... Но не справилась с полученной свободой после 1991 года

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Игра Порошенко и игра Константинополя
17 ДЕКАБРЯ 2018 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Создание Православной церкви Украины (ПЦУ) примечательно в двух контекстах. Во-первых, оно проходит в рамках подготовки к президентским выборам, намеченным на 31 марта 2019 года. И главный герой здесь — не новоизбранный митрополит Епифаний, не его наставник Филарет (ныне почетный патриарх в церкви без патриарха), а именно Порошенко. Он заседает в президиуме собора, он же выступает на площади с обширной политической речью, по времени значительно превосходящей выступление Епифания. Его же в первую очередь благодарит стоящий рядом 39-летний предстоятель ПЦУ, который еще не совсем освоился в роли публичного церковного лидера.
Прямая речь
17 ДЕКАБРЯ 2018
Инна Булкина: Причастностью к свершившейся на глазах истории объясняется эйфория "свидетелей Томоса". Светлана Солодовник: Собор прошел не так триумфально, как хотелось бы сторонникам автокефалии...
В СМИ
17 ДЕКАБРЯ 2018
"НОВАЯ ГАЗЕТА": Под эгидой Константинопольского патриархата в Киеве избран первый за 350 лет независимый от Москвы митрополит
В блогах
17 ДЕКАБРЯ 2018
Александр Морозов: Русская церковь... пережила мало с чем сопоставимый опыт в ХХ веке, она столкнулась с истреблением, с жестокими манипуляциями... Но не справилась с полученной свободой после 1991 года
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковно-славянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?