Европа
22 августа 2019 г.
От «Восточного партнерства» к восточной политике

ТАСС

Состоявшийся в конце прошлой недели в Риге саммит «Восточного партнерства» (включает страны ЕС и шесть бывших республик СССР — Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину) бессмысленно сравнивать с аналогичным мероприятием, прошедшим в Вильнюсе в ноябре2013 г. Два года назад в Вильнюсе были драйв, драма и ожидание прорыва. Рига проводилась в соответствии с бюрократическими канонами, когда все заранее понятно и расписано.

Но при этом рижский саммит стал саммитом здравого смысла и торжества реальности над дипломатическими красивостями, а это немалого стоит.

Достаточно взглянуть на основные решения.

Во-первых, было однозначно заявлено, что основным принципом работы ЕС со странами-партнерами становится дифференциация и индивидуальный подход. Вряд ли и раньше кому-то было непонятно, что невозможно объединить в один формат Украину, Молдавию и Грузию, подписавших с ЕС соглашения об ассоциации, с Арменией и Белоруссией, членами Евразийского экономического союза, и не желающим делать выбор Азербайджаном. Но бюрократия обычно хорошо умеет отрицать очевидное, и потому упорно предпринимались попытки играть с понятиями типа «разноскоростная интеграция» и «региональная синергия». Больше, стоит надеяться, этого не будет. Каждую страну будут оценивать по собственным заслугам.

Во-вторых, ЕС не дал партнерам никаких пустых обещаний. Речь не только о членстве в Союзе. Речь в еще большей степени об отказе понизить уровень технических требований по конкретным вопросам в угоду политическим факторам. Очевидно, что Украине хотелось получить конкретную дату предоставления ее гражданам безвизового режима поездок в ЕС, тем более что в условиях иммиграционного кризиса на средиземноморских рубежах Европы визовая стена на Востоке все больше выглядит анахронизмом. И тем не менее: сначала будьте добры обеспечить соответствие критериям. Представляется, что твердость здесь полностью оправдана. Нельзя, конечно, исключать, что потом Брюссель найдет новые причины для задержек, но пока не выполнены технические требования, рассуждать об этом нет смысла.

В-третьих, европейской дипломатии пришлось признать, что попытки добиться хотя бы показной демонстрации солидарности всего региона с одним из партнеров бесперспективны. Перед встречей Брюссель избрал тактику пряника. Он несколько месяцев обхаживал Минск, рассуждая о «прагматизме» и забыв о наличии в стране политических заключенных. В декларацию саммита была внесена умопомрачительная по своей неконкретности формула «действия против Украины и события в Грузии, начиная с2014 г.» Но Белоруссия и Армения все равно отказались осудить аннексию Крыма.

Означает ли все это, что правы те, кто говорит, что «Восточное партнерство» исчерпало себя? Если речь идет о рамочном формате, призванном постричь всех под одну гребенку и продемонстрировать активность, не решая проблем, то скорее да.

Однако дело в том, что риски, на которые эта инициатива должна была ответить с момента ее запуска в Праге в мае2009 г., только выросли, и выросли многократно.



Прежде всего, совершенно по-другому сегодня воспринимается в ЕС региональная роль России и будущее двусторонних отношений. Хотя «Восточное партнерство» и было задумано как реакция на российско-грузинский конфликт2008 г., но к весне2009 г. в Брюсселе договорились считать его досадным недоразумением, а берлинские фантазеры уже работали над «партнерством во имя модернизации России». Сегодня же в регионе общего соседства разворачивается неприкрытое геополитическое соперничество. И то, что европейские лидеры никак не могут признать это публично, ничего не меняет, поскольку так ставит вопрос сама Россия.

Иным стало и восприятие рисков, связанных с провалом реформ или ослаблением государственных институтов у стран-соседей. Если продолжать мириться с коррупцией, неэффективностью управления и недостаточным уровнем экономического развития, то регион – вне зависимости от геополитических факторов – будет все больше превращаться в источник вызовов безопасности.

Поэтому отступить, отгородиться, уйти из региона и тем более договориться с Россией о некоей новой «Ялте» ЕС просто не может. Наоборот, он по факту усиливает степень своей вовлеченности. В том же Вильнюсе Брюссель говорил, что способен предоставить Украине примерно 600 миллионов евро и не более, а в Риге ЕС уже без всякой помпы, дежурно, выдал ей кредит в 1,8 млрд., и это в дополнение к почти такой же сумме, выделенной в предыдущем году. При этом ЕС создает и механизмы контроля над расходованием средств, что опять-таки свидетельствует не о желании откупиться и успокоить совесть, но добиться результатов.

Таким образом, возникает определенный парадокс: реальная степень участия ЕС в делах Украины уже превышает ту, что задумывалась при запуске «Восточного партнерства». Поэтому вполне возможно, что российский МИД выражает обеспокоенность совсем не зря. Потому что на смену аморфному и вялому «партнерству» может прийти новая восточная политика ЕС, нацеленная на более энергичную поддержку преобразований в тех странах, которые к этому готовы, и видящая в конфликтных отношениях с Москвой грустную, но пока неизбежную реальность.

Фото VALDA KALNINA/ЕРА/ТАСС














  • Константин фон Эггерт: Случившееся — важный символ того, что Запад смирился если не юридически, то хотя бы морально с тем, что Украина потеряла Крым навсегда.

  • РИА Новости: Комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по мониторингу в своем докладе о полномочиях новой российской делегации предложил вернуть их, но на определенных условиях.

  • hippy end: В общем, разворот континентальной Европы от Евроатлантического Запада к Евразийскому Востоку продолжается

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Возвращение России в ПАСЕ — триумф криминальной воли
26 ИЮНЯ 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Решение европейских парламентариев исключить санкционный механизм из арсенала ПАСЕ без всякой натяжки можно назвать историческим. Глобальные последствия этого нововведения еще предстоит осмыслить, но уже первый результат принятия резолюции по данному вопросу вверг в кризис европейский законотворческий институт. Даже несмотря на то, что за резолюцию, возвращающую Россию в ПАСЕ полноправным членом без всяких ограничений, проголосовало подавляющее число евродепутатов. В русском языке существует масса определений, позволяющих охарактеризовывать подобного рода решения. В данном случае наиболее точным мне представляется определение «скандальное».
Прямая речь
26 ИЮНЯ 2019
Константин фон Эггерт: Случившееся — важный символ того, что Запад смирился если не юридически, то хотя бы морально с тем, что Украина потеряла Крым навсегда.
В СМИ
26 ИЮНЯ 2019
РИА Новости: Комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по мониторингу в своем докладе о полномочиях новой российской делегации предложил вернуть их, но на определенных условиях.
В блогах
26 ИЮНЯ 2019
hippy end: В общем, разворот континентальной Европы от Евроатлантического Запада к Евразийскому Востоку продолжается
Смешная такая Англия! И англичане эти…
17 ЯНВАРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Вопреки ожиданиям многих экспертов и обозревателей, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй устояла – большинство британских депутатов вотум недоверия правительству, вынесенный на голосование лейбористами, не поддержало. Впрочем, отметим, что пессимистические прогнозы относительно политического будущего г-жи Мэй имели под собой более чем веские основания. Накануне тот же самый Парламент с треском провалил ее уже согласованный с Евросоюзом план по выходу из семьи европейских народов. Учитывая сложность обсуждаемого вопроса, можно смело предсказывать, что в означенные сроки не удастся согласовать новый формат Брексита.
Прямая речь
17 ЯНВАРЯ 2019
Сергей Цыпляев: Реакция российских СМИ и политиков на происходящее в Британии была описана ещё словами Пушкина: «Здесь будет город заложен назло надменному соседу».
В СМИ
17 ЯНВАРЯ 2019
Ведомости: Самой Мэй, настаивавшей на принятии парламентом проекта соглашения, вотум недоверия не грозил – ее противники уже пытались вынести его в декабре, но не набрали большинства голосов в палате.
В блогах
17 ЯНВАРЯ 2019
zloy_odessit: То, что Мэй бесславно “уйдет” уже не может быть сомнений, ведь вчерашнее поражение премьер министра это худший результат в парламенте без малого за столетие! 
Реформа ООН — апория или парадокс?
28 ДЕКАБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас 27.12.2018 в очередной раз заявил о том, что Германия претендует на место постоянного члена в Совете безопасности ООН, которое она должна получить в результате реформы Организации объединенных наций. DW цитирует слова министра о том, что структура созданной 70 лет назад ООН устарела, а в результате реформы она должна «отражать расстановку сил в современном мире» и что большинство членов ООН поддерживают идею реформы. «Будет нелегко, однако мы не устанем снова и снова вносить эту тему в повестку дня», — объяснил свою позицию Хайко Маас.
Прямая речь
28 ДЕКАБРЯ 2018
Алексей Макаркин: Расширять клуб избранных никто не хочет. И каждый будет кивать на другого, говоря, что он не хочет, а мы-то всегда готовы, если будет консенсус.