Цензура
19 августа 2019 г.
Псковские работники театра написали коллективный донос
15 АПРЕЛЯ 2015, АЛЕНА СОЛНЦЕВА

Работники Псковского академического театра написали министру культуры РФ Владимиру Мединскому коллективный донос. Они обращают внимание министра, только что разобравшегося с «неправильной» оперой в Новосибирске, на готовящуюся к выпуску постановку документальной пьесы про современных псковичей, в которой зрители услышат нецензурную брань, увидят обнаженных пьющих женщин в бане и злого «царя-карлика». Авторы письма рассказывают, что «идея пьесы понятна и замечательна — документальная пьеса о современных псковичах, материал для которой в многочисленных интервью собирают вместе со столичным режиссером сами актеры». «Но в итоге сама пьеса вдруг превращается в очень типичное сегодня, предсказуемое произведение "современного искусства", ожидаемое, понятное в наших сегодняшних культурных реалиях». Сегодня министр должен встретиться с авторами доноса.

Подоплеку происходящих событий "Ежедневному журналу" разъясняет культурный обозреватель Алена СОЛНЦЕВА:

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Власть дала определённый сигнал. Люди у нас зачастую очень простые и настроены как дети в детском саду, которым воспитательница говорит: дети, так поступать нехорошо, кто будет так делать — тех мы будем наказывать, а тем, кто будет сообщать об этом, мы будем давать конфетку. Тут происходит ровно такая же история.

Проблемы, связанные со столкновением нового и современного со старым, вне зависимости от качества, должны решаться внутри общества. Можно ссориться, протестовать, устраивать забастовки. Но в данном случае речь идёт не столько об эстетическом конфликте части трупы с режиссёром, хотя такие расхождения там тоже имеют место, сколько о наличии простого механизма. Достаточно пожаловаться — и тут же получаешь решение.

Роль управляющего органа, Министерства культуры, в этой ситуации должна, в идеале, сводиться к разъяснению того, что такие конфликты — внутреннее дело театра. Решайте сами, внутри коллектива, или со зрителем, какие у него предпочтения. Но у нас сегодня другое направление, все эстетические разногласия решаются «наверху», в Москве. Феодальная система зарождается сегодня во всех сферах, в том числе и в этой.

За 20 лет, прошедших с конца советской власти, произошла очень странная вещь. В 80-е годы образованная часть российского общества была настроена достаточно революционно, во всех смыслах. Считалось правильным и модным поддерживать авторское начало, эксперимент, искать новизну. Но случившаяся потом резкая модернизация и слом сознания привели к тому, что для многих людей традиционная культура стала спасительным убежищем. Люди стали искать в искусстве не способ справиться с вызовами времени, а укрытие от своих невзгод, от того, что они не могут приспособиться к быстро меняющейся жизни, не справляются с дискомфортом, который эта жизнь у них вызывает. Потому что при всех проблемах, отсутствии поощрения для малого бизнеса и несовершенстве законов инициативность ценилась в то время больше, чем инертная исполнительность, при этом правила менялись очень быстро.

Существует целый комплекс резких изменений, которые приводят к тому, что люди начинают ощущать беспокойство, из-за чего сама культура воспринимается иначе. Кажется, что музей, театр — сфера, в которой не надо ничего менять, пусть там всё останется, как есть. Это святое, это отличает нас от страшной новой действительности, от расплодившихся воров и жуликов. Мы хотим спокойного наслаждения, прийти на концерт, а там Чайковский нота в ноту, в музей — а там картины, которые мы знаем, Васнецов и Репин. Всё понятное и знакомое. Не нужно менять правила хотя бы здесь — это настроение распространилось за последние годы.

Подобные настроения были всегда, потому что для восприятия нового искусства нужны другие мозги. Надо долго работать с молодым человеком, приучать его к восприятию, объяснять ему законы, по которым существует нынешний мир, — это всё очень взаимосвязано. Людей, которые это понимают, немного даже среди профессионалов, потому что у нас была устаревшая школа, плохие педагоги, мало связи с мировыми процессами. В результате тренд «успокойте меня консервативно» существует сегодня даже в большей степени, чем 20 лет назад.

На фото: Псковский театр драмы имени А.С.Пушкина. ТАСС/ Евгений Орлов














  • Николай Сванидзе: Никогда заранее нельзя предсказать, что у нас станет эксцессом, а что превратится в норму. Поэтому в такой ситуации нельзя просто расслабиться и получать удовольствие. 

  • Новая газета: «Якутск Вечерний» феноменален. Таких свободных газет в России уже почти нет.

  • Евгений Высокий: Впечатление, что читаешь антиутопические произведения Оруэлла или Хаксли, но нет, это всего лишь новости из России. 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Якутского журналиста судят за воздействие на подсознание
10 ИЮЛЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В городской суд Якутска направлено дело по обвинению журналиста еженедельника «Якутск вечерний» Михаила Романова в злоупотреблении свободой информации (п. 1 ст. 13.15 КоАП РФ). Административное производство открыто участковым уполномоченным майором Рушаном Алимовым, который в одной из статей журналиста нашел фрагмент, «воздействующий на подсознание людей». В статье Михаила Романова, опубликованной в апреле, рассказывается о похищении и избиении сотрудниками ФСБ программиста Северо-Восточного федерального университета Антона Аммосова за комментарий в соцсетях...
Прямая речь
10 ИЮЛЯ 2019
Николай Сванидзе: Никогда заранее нельзя предсказать, что у нас станет эксцессом, а что превратится в норму. Поэтому в такой ситуации нельзя просто расслабиться и получать удовольствие. 
В СМИ
10 ИЮЛЯ 2019
Новая газета: «Якутск Вечерний» феноменален. Таких свободных газет в России уже почти нет.
В блогах
10 ИЮЛЯ 2019
Евгений Высокий: Впечатление, что читаешь антиутопические произведения Оруэлла или Хаксли, но нет, это всего лишь новости из России. 
Зачем ФСБ хочет съесть «Яндекс» и Tinder
5 ИЮНЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Любой нормальный человек вместе с Владимиром Высоцким испытывает отвращение к ситуации, «когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо». Требование ФСБ к «Яндексу» передать ключи для дешифровки данных пользователей «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск» не имеют ни малейшего отношения к национальной безопасности и государственным интересам Российской Федерации. Кто-нибудь может себе представить шпиона, террориста или члена ОПГ, который станет переписываться со своими сообщниками через «Яндекс.Почту» после того, как станет известно, что этот сервис стал фактически подразделением ФСБ? Вот и я не могу. 
Прямая речь
5 ИЮНЯ 2019
Андрей Солдатов: Это число политическая история, и тут даже спекулировать на тему коррупционных схем я бы не стал.
В СМИ
5 ИЮНЯ 2019
Дождь: ...товарищ майор по закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» может получить доступ к интимным фото и перепискам, даже если они зашифрованы.
В блогах
5 ИЮНЯ 2019
Илья Яблоков: И ещё к новостям свободного цифрового мира: Госдеп сканирует мой фейсбук, а ФСБ мой Тиндер. Боюсь представить чем занимается МИ5.
Олигарх на «Коммерсанте»
22 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Специального корреспондента «Ъ» Ивана Сафронова и заместителя редактора отдела политики газеты Максима Иванова уволили за статью «Спикеры делать из этих людей», опубликованную в «Коммерсанте» 17.04.2019. Тема статьи — возможный уход Матвиенко с поста спикера Совета Федерации и назначение на этот пост главы СВР Нарышкина. Статья написана в фирменном стиле «Ъ»: в нейтральном тоне и даже с известной симпатией к Матвиенко, в поведении которой журналисты разглядели элементы самостоятельности и даже некоторой фронды по отношению к чиновникам и к Госдуме.
Прямая речь
22 МАЯ 2019
Леонид Гозман: Пространство разрешённой свободы очень сильно сужается. Это происходит потому, что власти относительно недавно начали понимать, что потеряли все рычаги влияния на общество.