Директора театра уволили по требованию митрополита
30 МАРТА 2015, АЛЕНА СОЛНЦЕВА

ТАСС

Борис Мездрич, директор Новосибирского театра оперы и балета, где поставили спектакль «Тангейзер», уволили по распоряжению министра культуры Мединского. В конце февраля против директора театра Бориса Мездрича и режиссёра «Тангейзера» Тимофея Кулябина было возбуждено административное дело по обвинению в оскорблении чувств верующих. 10 марта суд прекратил делопроизводство в связи «с отсутствием правонарушения». Однако церковные власти продолжили давление на правоохранительную систему, призвав к очередным митингам против постановки. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон приравнял к «христопродавцам» жителей города, которые не придут на «молитвенное стояние» против спектакля. А Владимир Путин наградил орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени и нагрудным знаком «За противодействие экстремизму» настоятеля новосибирского собора Александра Невского Александра Новопашина, который играет одну из ведущих ролей в конфликте вокруг «Тангейзера» и одновременно является официальным консультантом по религиозным вопросам областного управления МВД.

Ситуацию «Ежедневному журналу» комментирует культурный обозреватель Алена СОЛНЦЕВА:

Возникла неожиданная коллизия. Обвинение в искажении и в оскорблении чувств верующих было предъявлено театру самими верующими, светский суд рассмотрел дело и оскорбления там не нашёл, после чего Министерство культуры собрало по этому поводу заседание, где совершенно определённо высказалось против решения суда. И потребовало от директора театра неких шагов, которые могли бы, по их мнению, исправить ситуацию. Эти шаги заключались в том, чтобы отцензурировать спектакль определённым образом и принести верующим извинения. То есть Минкульт выступил более жёстким образом, чем суд. А когда Мездрич отказался (хотя в чем-то создатели спектакля пошли навстречу православным и в оформление были внесены определенные изменения), министерство как работодатель расторгло с ним договор. В то же время игравший в конфликте активную роль священник Александр Новопашин был на днях награждён орденом «За заслуги перед Отечеством». То есть в данном случае государство не только выступило против судебного решения, но и совершенно отчётливо поддержало одну из сторон конфликта.

При этом речь идёт о человеке, много лет работавшем в новосибирском театре, который оттуда уже один раз уходил по просьбе Минкульта в Ярославль. Но потом вернулся в Новосибирск, так как в Ярославле столкнулся с сильным консервативным сопротивлением местного культурного сообщества. А Новосибирск был более подвижным, большим культурным «миллионником». И Мездрич продолжал там делать то, чем занимался много лет и за что его всегда ценили, награждали и воспринимали как одного из ведущих специалистов в своей области. По мнению театрального сообщества, Мездрич – лучший провинциальный директор театра в России, и этого убеждения не смогли поколебать бесконечные нападки в ярославской прессе. Но сам Мездрич тогда говорил, что перевоспитывать этих людей ему оказалось не по силам.

Сейчас очень многое зависит от того, что произойдёт 5 апреля, когда пройдёт акция в защиту театра и директора. Сколько выйдет народу, что будет происходить, окажет ли это серьезное воздействие? Очень важно, как отреагирует театральное сообщество. Уже высказывались идеи о бойкоте нового директора Кехмана и о выражении недоверия министру Мединскому. Но вполне возможно, что они не выйдут за пределы узкой группы экспериментаторов и авангардистов, поскольку основная часть театрального сообщества тоже весьма консервативна. Интересно, что она одинаково относится как к религиозным символам, так и к классике, которая также превращается в область сакрального. Не только любые попытки что-то сделать с образами, связанными с религиозной атрибутикой, но и любое экспериментирование с классическими текстами вызывает негативную реакцию. В своё время постановка Дмитрием Черняковым оперы «Евгений Онегин» в Большом театре, в которой не было ни Христа, ни креста, вызвала такую же реакцию.

ТАСС

Мы можем говорить сколько угодно о том, что это опасное состояние общества, которое ведёт к очевидной стагнации и архаизации всей области культурного и интеллектуального развития, но работать с этим очень сложно, потому что комплекс «защиты» есть почти в каждом жителе страны. За советский период в народе воспитано сильное чувство страха перед новизной и сложностью, а современное искусство работает именно на этом поле. Поэтому оно и поддерживается властью развитых стран, которая заинтересована в развитии у своих граждан терпимости и толерантности. Не потому что они хорошие или плохие, а потому что постоянное усложнение общества требует от граждан определённых качеств. И современное искусство является одним из инструментов развития этих качеств. В России этим занимались в начале ХХ века, после чего советская власть абсолютно исключила модернизацию из культуры.

Наконец, в этой истории было сделано еще одно важное заявление, которое, в какой-то степени, прозвучало и в выступлениях защитников новосибирской оперы, например, из Союза театральных деятелей. Они говорили, что «мы за свободу творчества, и потому Тимофей Кулябин ни в чём не виноват, а вот директор должен был подумать о результате». Финансовая, духовная и социальная ответственность таким образом идут в одном пакете. Твой театр – так будь добр сделать так, чтобы он не вызывал никаких претензий. То есть у нас любой директор абсолютно беззащитен. Потому что по законам, которые в России не специализированы для театра и одинаково работают для всех бюджетных учреждений, быть то театр, детский сад или тюрьма, отчётность составляется очень сложным образом. И любой директор вынужден нарушать закон, чтобы развиваться. Поэтому при любой финансово-административной проверке можно найти кучу вещей, которые, при наличии политического заказа, можно счесть уголовным преступлением. Нет его, все нормально, есть ‒ и накопать можно на кого угодно. И любой директор понимает: если дана команда «прессовать» за эксперименты, то в государственных театрах экспериментов больше не будет.

 

Фото: 1. Россия. Новосибирск. 4 марта. Директор Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) Борис Мездрич во время рассмотрения дела об административном нарушении в связи с постановкой оперы "Тангейзер" . Евгений Курсков/ТАСС
2. Россия. Новосибирск. 29 марта 2015 года. Молитвенное стояние и митинг "Защитим святыни – спасем Россию!" на площади Ленина. Новосибирская митрополия потребовала исключить оперу "Тангейзер" в постановке Кулябина из репертуара театра, а директор Новосибирского театра оперы и балеты Борис Мездрич был уволен в связи со скандалом вокруг нее. Евгений Курсков/ТАСС














  • Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.

  • РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"

  • Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
РПЦ и русские люди – проблема понимания
29 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Когда русские люди возмущались строительством храмов? Какой человек в здравом уме и адекватном нравственном состоянии будет противиться строительству церкви?» – недоумевал Александр Волков, пресс-секретарь Гундяева на встрече с журналистами 28.05.2019 по поводу конфликта в Екатеринбурге вокруг строительства церкви на месте сквера. Пресс-секретарь Гундяева объяснил журналистам, что скверы и охранные зоны «русский человек ни для чего, кроме храмов не предусматривал». После чего рассказал сотрудникам СМИ, что это вообще такое – русский человек, про его душу, а также о том, что такое русский город. 
Прямая речь
29 МАЯ 2019
Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.
В СМИ
29 МАЯ 2019
РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"
В блогах
29 МАЯ 2019
Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.
Молебен ВЦИОМ за правильный опрос о храме
24 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
ВЦИОМ по совету Путина провел опрос жителей Екатеринбурга о строительстве храма, но умудрился сделать это таким изумительным образом, что недовольны остались все стороны противостояния: и Екатеринбургская епархия, и защитники сквера. В опубликованном на сайте ВЦИОМ пресс-релизе нет полного перечня вопросов, которые задавались респондентам (ниже я объясню, что у «социологов» были для этого веские причины). А итоги опроса «социологи» ВЦИОМ представили в двух фразах: 1. Только 18% выступают против строительства храма в городе. 2. По мнению 74% жителей сквер у театра драмы — неудачное место для строительства.
Прямая речь
24 МАЯ 2019
Городские власти для того и существуют, чтобы следить за балансом интересов в городе. И с этой задачей они не справились.
В СМИ
24 МАЯ 2019
ГАЗЕТА.RU: Мэр города Александр Высокинский в комментарии РБК заявил, что результаты опроса ВЦИОМ не являются решающими для принятия властями окончательного решения.
В блогах
24 МАЯ 2019
Григорий Юдин: Речь не только о том, что городу удалось остановить строительство на явно неудачном месте. Екатеринбуржцам удалось остановить давно обкатанную политическую технологию.
Проблемы реализации свободы совести в России в 2018 году
15 МАРТА 2019 // ОЛЬГА СИБИРЕВА
Информационно-аналитический центр «Сова» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации. Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит Центр. Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте. Задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.
РПЦ против влюбленности
15 ФЕВРАЛЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
День святого Валентина — это праздник больных. Так считает протоиерей Димитрий Смирнов, который возглавляет Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Димитрий Николаевич рассказал радиостанции «Говорит Москва», что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала влюбленность заболеванием. В Женеве, где находится штаб-квартира ВОЗ, об этом ничего не знают, но протоиерея Смирнова такие пустяки не смущают, и он уже от имени ВОЗ заявляет: «Если празднуют День всех влюбленных, тогда надо праздновать День больных туберкулезом, День больных гепатитом А, В, С».