Церковь и государство
17 декабря 2017 г.
ФСБ объявила месячник шпиона
10 ФЕВРАЛЯ 2015, АНДРЕЙ СОЛДАТОВ

ТАСС

Вчера стало известно, что список шпионов, которых в последние недели ФСБ отлавливает пачками, пополнился еще одним именем: до апреля продлен срок содержания под стражей некоего Евгения Петрина, то ли бывшего сотрудника ФСБ, а потом священнослужителя, то ли бывшего сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) и ФСБ одновременно, но при этом не священнослужителя, то ли он работал в Москве, то ли в Киеве — история умалчивает, ибо дело крайне секретное, патриархия комментариев не дает и следствие может сообщить только имя обвиняемого и статьи, которые ему инкриминируют, а это ни много ни мало «Государственная измена» и «Шпионаж». Якобы,работая под прикрытием в ОВЦС, Евгений Петрин собирал какую-то информацию для ФСБ и вышел на агентов, которых заподозрил в шпионаже в пользу США: они хотели отколоть украинскую часть церкви от Московского патриархата. Чтобы войти к ним в доверие, Петрин начал «сливать» им информацию о деятельности РПЦ, за что в конце концов и поплатился.

В деле фигурируют признательные показания (Петрин, как теперь выясняется, был арестован еще в июне 2014-го), но теперь незадачливый «шпион» от всего отказывается, уверяет, что признание у него выбили силой, и просит помощи адквокатов, которые работают со Светланой Давыдовой.

Ситуацию для «Ежедневного журнала» комментирует главный редактор сайта Agentura.ru Андрей СОЛДАТОВ:


На данный момент никто не понимает, что именно сотрудник ФСБ делал в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата. Есть два варианта: либо он был туда прикомандирован как сотрудник ФСБ действующего резерва, либо он уволился и пришел работать в патриархат по зову души. Эти две ситуации разнятся кардинально, и как просчитывать версии дальше — не очень понятно.

Но если мы примем самое простое объяснение, что он действительно покинул ряды спецслужбы и потом каким-то мистическим образом попал в Отдел внешних церковных связей, то всё равно остаются вопросы. Даже если он действительно передавал сведения о деятельности РПЦ, неважно где — на территории России или Украины, непонятно, как это может служить поводом для обвинения в государственной измене. Даже в современном, крайне расширенном, варианте соответствующей статьи, принятом в 2012 году, всё-таки имеются слова о том, что передаваемая обвиняемым информация должна наносить вред российскому государству. А Русская православная церковь от государства по Конституции отделена, и непонятно, как данные, которые могут причинить ей вред, повредят России. Или надо уже прямо сказать, что церковь не отделена от государства и ФСБ стоит на страже.

Евгений Петрин посылал письма исполнительному директору движения «Русь сидящая» Ольге Романовой ещё несколько месяцев назад, некоторые она выкладывала в фейсбук. Однако тогда, в силу определённых особенностей их стиля, все решили, что пишет городской сумасшедший, и информацию проверять не стали. Теперь оказалось, что Петрин действительно в «Лефортово».

Помнится, в начале 2000-х был случай, когда пять католических священников были объявлены ФСБ персонами нон-грата на территории России за деятельность, не совместимую с их саном и служением. Тогда еще все задавались вопросам: а при чём тут ФСБ? Священники ведь занимались не шпионажем. Тогда это явно была акция устрашения по отношению к католикам, которых заподозрили в прозелитизме, и посчитали, что спецслужба должна в ситуацию вмешаться. Похоже, что и сегодня спецслужбы считают дело церкви своей зоной ответственности.

Фото: Виктор Березкин/ТАСС














  • Светлана Солодовник: Никаких ресурсов у Церкви для этого нет. Существует учебник, но кто будет его преподавать – непонятно. Психологи? 

  • Дождь: Учить школьников «семьеведению» в марте 2016 года предложил предшественник Кузнецовой на посту детского омбудсмена Павел Астахов, который ушел в отставку в сентябре того же года.

  • Mariya Makarova: Просто клокочущая ярость. Это огромный, огромный стыд. Что вы делаете, гребаные троечники, с моей страной?!

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Монахи научат детей семейной жизни
13 ДЕКАБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Анна Кузнецова, уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ, 12.12.2017 сообщила радостную весть: в российских школах в ближайшее время станут преподавать нравственные основы семейной жизни, курс «Семьеведение». Идею уже одобрило Министерство образования и науки РФ. Есть уже и учебник, написанный священником Дмитрием Моисеевым и монахиней Ниной (Крыгиной), игуменьей Среднеуральского монастыря во имя иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов». Уточнение: на всех сайтах игуменья этого монастыря обозначена как «Варвара». Этот же творческий псевдоним указан и в ее биографии. В выходных данных учебника написано почему-то Н. Крыгина. 
Прямая речь
13 ДЕКАБРЯ 2017
Светлана Солодовник: Никаких ресурсов у Церкви для этого нет. Существует учебник, но кто будет его преподавать – непонятно. Психологи? 
В СМИ
13 ДЕКАБРЯ 2017
Дождь: Учить школьников «семьеведению» в марте 2016 года предложил предшественник Кузнецовой на посту детского омбудсмена Павел Астахов, который ушел в отставку в сентябре того же года.
В блогах
13 ДЕКАБРЯ 2017
Mariya Makarova: Просто клокочущая ярость. Это огромный, огромный стыд. Что вы делаете, гребаные троечники, с моей страной?!
Ритуальное убийство в Екатеринбурге?
28 НОЯБРЯ 2017 // НИКИТА КРИВОШЕИН
Прав епископ Тихон Шевкунов, определяя цареубийство-детоубийство, совершённое в 1918 году Яковым Юровским и его сообщниками по ОПГ с кодовым названием РСДРП /б/ как похожее на «ритуальное». Не исключаю, однако, что поспешность и невдумчивость при восприятии этого тезиса, а также прочно вошедшие в память ассоциации наведут некоторых на мысль о приносимых в жертву «а-ля Исаак», мифе «о кровавом навете». Миф этот укоренился давным-давно в Средней Европе, да и в России насаждался Союзом русского народа и Союзом Михаила Архангела. Царский суд (а это вам не ОСО), в обстановке бытующего тогда черносотенства, вынес в 1913 году оправдательный приговор Бейлису по сфабрикованному против него делу по обвинению в ритуальном убийстве подростка Андрея Ющинского.
Мракобесие на марше
28 НОЯБРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Увы, чудес не бывает. А если таковые и случаются, то только в худшую сторону. Еще недавно среди немногих положительных свойств российской власти можно было отметить отсутствие антисемитизма. Но увлеченность Кремля теориями заговоров, уверенность, что западные спецслужбы желают свергнуть Владимира Путина с помощью «цветной революции», неизбежно вели к выявлению зловредной нации. Той, на которую можно списать все российские беды, включая дурные дороги, отсутствие канализации в отдельных населенных пунктах, ну и, само собой разумеется, отсутствие воды в кранах. А также убийство православного государя.
Прямая речь
28 НОЯБРЯ 2017
Александр Верховский: Иерархам церкви такое говорить не пристало. Эта тема была отнесена в область внутрицерковной оппозиции... И то, что её опять вытащили на официальный уровень, — очень плохо.
В СМИ
28 НОЯБРЯ 2017
МК: Проведение «ритуальной» экспертизы, предупредила следователь, станет возможным лишь после получения результатов историко-архивного исследования, конца которому пока что не видно.
В блогах
28 НОЯБРЯ 2017
marss2: СК проверит, было ли убийство Иваном Грозным своего сына непреднамеренным. СК проверит, не была ли смерть Тутанхамона заказным убийством.
Церковь о революции. Исследование медиадискурса
27 ИЮЛЯ 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Оценка революции 1917 года как трагедии превалирует в церковном сообществе, однако серьезного разговора на тему, почему эта трагедия произошла, каковы уроки случившегося, не ведется — к таким выводам пришли авторы медиаисследования Аналитического центра S-t-o-l.com Алина Гарбузняк и Ольга Солодовникова, презентация которого состоялась 26 июля в Meeting Point на Охотном ряду. Для исследования были выбраны такие православные СМИ, как телеканал «Спас» (программа «Консервативный клуб»), радио «Вера», Журнал Московской патриархии и журнал «Фома», интернет-ресурсы pravmir.ru, pravoslavie.ru, radonezh.ru, православные сегменты светских СМИ: «Слово пастыря» на Первом канале, статьи в «Российской газете» и «НГ-религии» (всего 148 текстов).