Поезд дальше не пойдет
16 ДЕКАБРЯ 2014, ВАДИМ ДУБНОВ



Революция случилась 14 декабря, в тот день, когда российские поезда перестали ходить за некоторые рубежи родины. Но ее, как это часто бывает с настоящими революциями, никто не заметил. И дело не только в том, что РЖД решили начать экономить и поезд дальше не пойдет — ни в Киев, ни в Баку. Дело вообще не в рельсах и тяге.

Стиль большой путаницы окончательно стал определяющим. Политическое решение выдается за экономическое, но так, чтобы все догадались, что оно на самом деле политическое. При том, что по большому счету оно экономическое и есть — в рамках той экономики, конечно, в которой приходится жить.

Скажем, интрига с «Южным потоком» объявляется экономически невыгодной из-за позиции Софии. Но преисполнена большой геополитики. Мы, как явствует из сюжета, теперь сами немного как турки, которые хотели быть европейцами, но, оскорбленные надменностью последних, перевели взгляд на Дамаск, Тегеран и Пекин. И, конечно, Дело.

Вся гамма чувств разыграна в коротком сюжете про предательство братьев-славян, забывших Шипку и вековое владычество турок. Которых, впрочем, Москва сама теперь предпочла неблагодарным родственникам.

При этом никто не мешает зрителю одновременно держать в уме нехитрую мысль о том, что происходящее связано, прежде всего, со странностями бизнеса, о которых все, впрочем, знали заранее и только ждали, когда перестанет идти карта.

Перестала. Судя по всему, с мегапроектами, если дефицит козырей продолжится, может случиться, как с турбизнесом: последовательно, но обвально. Не успели заинтересованные соседи как следует поспорить о приятной во всех отношениях железной дороге из России в Армению через Сухуми и Тбилиси, анонсированную самим президентом, как выяснилось, что у РЖД наряду с такой безудержностью есть определенные проблемы с бизнесом. И пассажирское сообщение с Украиной, Казахстаном, Таджикистаном и Азербайджаном оно поддерживать более не в состоянии.

Катастрофы нет. По этим направлениям больше половины поездов формируется странами-партнерами, поэтому важны в данном случае не последствия, а суть начинания. Список отмененных направлений — радость пикейного жилета. Потайной смысл совсем не потайной. С Украиной понятно, Таджикистан — поставщик гастарбайтеров, Азербайджан тоже постоянный геополитический оппонент, Казахстан глухо ропщет в рамках евразийского единства. Впрочем, нет Белоруссии и даже нет Литвы. И даже Молдавии, которая опять пренебрегла предвыборными пожеланиями Кремля и лично Дмитрия Рогозина.

Так что политический намек очевиден, но не убедителен. С экономической точки зрения все вроде бы и скучнее, и понятнее. Железнодорожное сообщение, бывает, и пропадает. Скажем, ходили некогда поезда из Эстонии через Латвию и Литву до самой польской границы. Особым спросом они не пользовались, и уже много лет Балтия сообщается между собой автобусами. А в Европу еще и самолеты, благо дискаунтеров не счесть. И прошло все как-то незаметно, без демаршей.

Про наши дороги наше путейское начальство может думать то же самое. Как и про то, что ДНР — это такая разновидность Приднестровья. Только наш путь особый, даже когда со шпалами.

Пассажирские тарифы, надо сказать, довольно долго держались на вполне бюджетном уровне: как и цены на газ для граждан, они долго считались социальной составляющей. РЖД, в которых финансовые потоки причудливы, как железнодорожная сеть страны, могли себе позволить подобные накладные расходы —- за счет внутреннего перекрестного финансирования, взаимозачетов и прочих выдумок грандиозных корпораций, уверенных в своей естественной монополии. К тому же пассажирские услуги РЖД составляют около 28 процентов не слишком развитых пассажирских перевозок по России, в то время как грузовые — больше 43 процентов, и это с учетом трубопроводного транспорта. К слову, технологии расчетов тарифов на грузовые перевозки устроены так счастливо для путейских чиновников, что их снисходительность к убыточности пассажирских долгое время была понятна.

А потом билеты на поезда стали дорожать со стремительностью падения нравов. Собственно говоря, это стало единственной модернизацией корпорации, которая, по мнению людей, хорошо ее знающих изнутри, вообще к модернизации приспособлена не лучше, чем страна в целом. И несколько скоростных поездов картины не меняет. Если доверчиво слушать главных путейцев, можно и в самом деле подумать, что вся беда в народе, у которого денег хватает только на плацкарт, а с пустыми купе и люксами РЖД вот-вот разорится. Но проходят века, а новых типов вагонов, которые, как в Европе, куда менее обременительны в обслуживании, нет. Они, как всей стране модернизация, не очень-то и нужны, достаточно обязать проводников продать побольше лимонада и нижних полок за дополнительные деньги, ну и поделиться по вертикали с начальником поезда. Такой бизнес. И не надо спрашивать, как его можно было угробить. Во-первых, гробить было и нечего, речь шла о том, что бы такое на этом месте построить, и построили. А, во-вторых, очень аллегоричная структура — наш РЖД, а какой, с другой стороны, ей еще в такой истории быть?

Дело, понятно, не в РЖД. И не в Газпроме. Дело в том, чего мы, собственно говоря, хотим. Болгары нам больше не нужны, как вообще не очень интересна вся восточная Европа. Санитарным кордоном она давно перестала нам служить, так к чему она, если из нее не получается обустроить даже транзитно-трубное пространство? Поначалу в пассажирских тарифах действительно имелась некоторая социально-политическая скидка. Она позволяла, по крайней мере, прямо отвечать в глаза тем, у кого эти глаза горели ненавистью к разрушителям державы. «Что случилось? Как ездили в свой Трускавец или Баку, так и продолжайте ездить».

То был проект «Единое пространство». И в этом ответ и суть. Власть — что нынешняя, что уже былая и подзабытая — мыслила не пространствами и интересами. Она всегда мыслила масштабными проектами, в которых политическое оказывалось корпоративным, а корпоративное политическим, и так по кругу. Бизнес РЖД не плохой, он просто заточен под единый стиль, в котором функционирует вся политэкономическая модель государства. В таком государстве нет и не может быть естественных рычагов, политических или экономических, стимулирующих главную корпорацию страны газифицировать свои территории перед тем, как учреждать глобальный проект по всем глобальным азимутам. И если не будет опасений социального толка, для проекта РЖД не станет проблемой отменить поезда в какую-нибудь Сызрань, и каждый, кто взглянет на ситуацию холодно, должен будет понять, что иначе в этой логике быть просто не должно.

Или кто-то думает, что «Роснефть» просит денег из ФНБ из-за неслыханной жадности? Что такой у нее бездарный бизнес. Нет, обычный. И для этой модели единственно органичный.

В общем, был проект СНГ. Он с виду был и в самом деле похож на попытку расстаться без крайностей. По крайней мере, те, кто об этом рассказывал подотчетным массам, имели все основания верить в собственную искренность. Но первичным был проект компромисса между 11 (без Балтии и тогда еще без Грузии) элитами, поскольку любое обострение в те дни грозило их успеху на вверенной территории. Этот коллективный проект удался в той степени, в которой Дмитрий Фурман точно определил СНГ как содружество помогающих другу президентов. Хоронить СНГ поэтому некорректно, это всего лишь фаза в долгой эволюции одного проекта, в котором меняются нюансы, участники, иногда роль и значение некоторых из них, но суть проекта та же, и он не закрыт.

Из таких проектов состоит политика, которая не имеет отношения к территориям. Вполне российская Олимпиада с Чемпионатом мира по футболу — с точки зрения технологии отправления власти, такой же проект, что и «Южный поток» и Крым с Украиной, разница лишь в жанре исполнения, сроках и объемах финансирования. Проекты связаны между собой, но они не требуют ни модернизации, ни превращения в единую систему государственного развития. И позволяют регулировать процесс в менеджерском, то есть в топ-менеджерском режиме. С плановым списанием убытков.

Некоторые еще неточно называют это ручным управлением. Решения принимаются быстро, иногда неожиданно, но по-своему логично. Обвинений со стороны отдельных россиян в разлучении с бакинской родней власть более не опасается. Наоборот, народ, увидев в списке отмененных Таджикистан и Азербайджан, может быть, только вяло поинтересуется, почему забыли Киргизию. Ну и, понятно, про Украину точно никто не спросит. Кстати, полупустые по нежарким временам поезда в Сухуми никто не отменял.















  • Сергей Цыпляев: Ничего неожиданного на саммите НАТО в отношении России не происходит. По существу, там подтверждается та линия, которая была сформулирована в адрес нашей страны ещё раньше.

  • ТАСС: Трамп с момента своего приезда на саммит НАТО уже несколько раз выступал с критикой в адрес тех членов НАТО, которые принимают участие в реализации "Северного потока-2". 

  • Sergey Mironenko: Трамп откровенно намекает - покупайте нефть и газ у нас! И в этом он прав. Интересы его страны превыше всего. Только не надо припудривать это политикой. Бизнесмен.

     

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Трамп саммит НАТО не испортил
12 ИЮЛЯ 2018 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Не знаю, ездили ли экзальтированные российские пропагандисты в последние дни по Москве с американскими флагами и пили ли депутаты шампанское за здоровье американского президента, но следует констатировать: Дональд Трамп в очередной раз их подвел. Они рассчитывали, что хозяин Белого дома разрушит Североатлантический альянс, а он всего лишь чижика… Ну, если точно, то добрую стаю чижиков. Накануне саммита Трамп разослал весьма резкие письма главам натовских государств, которые не подняли свои военные бюджеты до размера двух процентов ВВП. И заявил, что не понимает, почему Америка должна защищать западноевропейских союзников за свои деньги.
Прямая речь
12 ИЮЛЯ 2018
Сергей Цыпляев: Ничего неожиданного на саммите НАТО в отношении России не происходит. По существу, там подтверждается та линия, которая была сформулирована в адрес нашей страны ещё раньше.
В СМИ
12 ИЮЛЯ 2018
ТАСС: Трамп с момента своего приезда на саммит НАТО уже несколько раз выступал с критикой в адрес тех членов НАТО, которые принимают участие в реализации "Северного потока-2". 
В блогах
12 ИЮЛЯ 2018
Sergey Mironenko: Трамп откровенно намекает - покупайте нефть и газ у нас! И в этом он прав. Интересы его страны превыше всего. Только не надо припудривать это политикой. Бизнесмен.  
Путин – Трамп: вперед… в XIX век
2 ИЮЛЯ 2018 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Хотя до российско-американского саммита, который пройдет в Хельсинки 16 июля, остается ровно две недели, можно с уверенностью констатировать: Кремль уже одержал уверенную дипломатическую победу. Точно такую же, какую одержал северокорейский диктатор Ким Чен Ын, с которым уже встречался американский президент. Похож даже путь, которым участники подходят к этой встрече. Трамп впрямую угрожал Пхеньяну войной, демонстративно пододвигал к КНДР авианосные группировки и стратегические бомбардировщики. В апреле Россия и США оказались в ситуации прямого военного противостояния в Сирии...
Прямая речь
2 ИЮЛЯ 2018
Сергей Цыпляев: Я ожидаю обмена мнений, дежурных улыбок и пожимания рук, однако на серьёзные продвижения рассчитывать не стоит.
В СМИ
2 ИЮЛЯ 2018
«Ведомости»: Стремительно организованная встреча Путина и Трампа принесет больше пиар-успеха, чем практических результатов, но и это хорошо
В блогах
2 ИЮЛЯ 2018
Константин Боровой: Что хочет Путин? 1. Просто посветиться. Надоели холуи с их фальшивыми улыбками и выученными вопросами. А с наглыми журналюгами не получается.
США вышли из СПЧ, Россия хочет войти
20 ИЮНЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Слишком долго Совет по правам человека был защитником нарушителей прав человека и был политически предвзятым. К сожалению, сейчас стало ясно, что наши призывы к реформированию [этого органа] не были услышаны. Нарушители прав человека продолжают находиться [в Совете] и избираться в него», — заявила постпред США при ООН Никки Хейли и сообщила, что США выходят из СПЧ: «Мы официально выходим из Совета по правам человека ООН, поскольку еще год назад мы говорили, что сделаем это, если не увидим прогресса».
Прямая речь
20 ИЮНЯ 2018
Николай Сванидзе: Сейчас всё кажется пересмотром основ, но случившееся – это не Brexit по масштабам последствий.